Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Деепричастие как часть речи - Деепричастие - Морфология и орфография. Культура речи
Результаты обучения. Личностные. Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования. Осознание русского языка как явления национальной культуры. Расширение словарного запаса учащихся. Метапредметные. Способность извлекать и усваивать информацию из учебника и других источников. Умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст. Умение выступать перед аудиторией сверстников. Способность осуществлять речевой контроль в процессе учебной деятельности. Участие в речевом общении на учебные темы. Предметные. Опознавание и анализ деепричастий в тексте. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи. Проведение различных видов анализа слова (морфемного, морфологического). Выполнение синтаксического анализа предложения.
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Цели: дать представление о деепричастии как части речи; показать общее между деепричастием и глаголом, деепричастием и наречием; учить отличать деепричастие от других частей речи.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Извлечение информации. Анализ объектов. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении.
Ход урока
I. Освоение нового материала. Школьники знакомятся с материалом § 28, отвечают на предложенные в учебнике вопросы. Учителю рекомендуется дополнить материал этого параграфа, назвав специальные вопросы, которые задаются к деепричастию, — что делая? что сделав?
II. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 181. Устный разбор с последующей записью и объяснением орфограмм. Упр. 182. Устно.
2. Нахождение грамматических ошибок. Ученики получают задание найти в тексте ошибки. Форма работы — фронтальная. Попутно происходит запись исправленных вариантов. Учитель подчёркивает, что действие, выраженное деепричастием, относится к подлежащему.
Написав объявление о пропаже щенка, у меня разболелась голова. Отдохнув у бабушки, мне очень захотелось встретиться со своими школьными друзьями. Пробежав два километра, у меня сердце готово было выпрыгнуть из груди. Переехав границу, у нас с родителями начались бесконечные приключения. Прочитав книгу о Валерии Чкалове, у брата возникло стойкое желание стать лётчиком.
III. Тестовые задания.
1. Укажите, признаки каких частей речи совмещает деепричастие.
а) глагола и прилагательного
б) глагола и причастия
в) глагола и местоимения
г) глагола и наречия
2. Отметьте неверное утверждение.
а) Деепричастия не спрягаются.
б) Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
в) Деепричастия изменяются по временам.
г) Деепричастия всегда относятся к глаголам.
3. Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают деепричастия.
а) сказуемым
б) определением
в) дополнением
г) обстоятельством
4. Укажите предложения с деепричастиями совершенного вида.
а) Священную память храня обо всём, мы помним холмы и просёлки родные.
б) Если Волга разольётся, трудно Волгу переплыть.
в) Луч солнечный, проскользнув под штору, до подушки дотянется, жёлто-рыжий.
г) Майскими холодными ночами, отгремев, закончились бои.
д) И парус, как пёрышко воткнутый в волны, белеет.
IV. Домашнее задание. § 28. Упр. 183.