Сочинение Успешный телеведущий - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Сочинение Успешный телеведущий - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: учить создавать текст-описание внешности человека; находить и исправлять в тексте речевые и грамматические ошибки; совершенствовать навык употребления в тексте причастий и причастных оборотов; воспитывать внимание к человеку.

Личностные УУД. Личностное и профессиональное самоопределение. Познавательные УУД. Восприятие текста на слух. Извлечение информации. Создание алгоритмов деятельности. Рефлексия. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и выслушивать собеседника. Умение точно излагать свои мысли.

Ход уроков

I. Мотивационное начало урока. Говорится о престиже профессий, связанных с коммуникационными технологиями, в частности о профессии телеведущего. Но мало кто знает о серьёзных требованиях, предъявляемых к людям, которые изо дня в день находятся на виду у многочисленной аудитории.

II. Работа с текстом о профессии телеведущего. Ученики, прослушав текст, письменно отвечают на вопрос: “Что должен уметь успешный телеведущий?” (Вопрос записан на доске.) Текст читается 2 раза. После первого прочтения определяется тема и основная мысль, проясняются значения непонятных слов. При втором прочтении делаются опорные записи. После записи развёрнутого ответа несколько учеников зачитывают его.

■ Профессия телеведущего требует немалой подготовки. Хороший ведущий умеет держать осанку, обладает искренней улыбкой и уместной жестикуляцией. (И это последвенадцати-четырнадцати часов съёмок!) Такой человек в совершенстве освоил искусство вести беседу. Он общается с разными людьми, приходящими в студию. Бывает трудно взять интервью у человека скрытного, замкнутого, настроенного враждебно.

Существует два типа программ. В первом ведущий только зачитывает текст, написанный профессиональными авторами, а во втором он самостоятельно пишет тексты. В этом случае ведущему необходимо уметь грамотно писать и понятно выражать свою мысль.

Для успешной деятельности телеведущему нужна отличная дикция. Её можно оттачивать с помощью скороговорок и чтения вслух любимых книг. (По материалам сети Интернет)

III. Тренировка дикции. Пятеро учеников выходят к доске, один из них является экспертом. Остальные по 3—4 раза произносят скороговорки (у каждого своя). Затем эксперт определяет качество исполнения.

У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят. На опушке в избушке живут старушки-болтушки. В Чите течёт Читинка. Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку. Полили ли лилию? Мылась ли Мила мылом? Тётя чуть чего Тютчева читает.

IV. Правка сочинения “Мой сосед по парте”. Далее всем школьникам предлагается представить себя в роли экспертов (или учителей) и проверить ученическое сочинение. У каждого учащегося индивидуальная распечатка. Лучше использовать ручки двух цветов: одну для исправления ошибок, другую для последующих дополнений при проверке. После проверки учитель выясняет, какие ошибки были учениками допущены.

Мой сосед по парте

■ (1) Я хочу рассказать о своём однокласснике Алексее, сидящим со мной за одной партой. (2) Алёша симпатичен мне, потому что у него есть чувство юмора и с ним не соскучаешься.

(3) Мой сосед худой, невысокого роста. (4) Он двигается раскованно и быстро. (5) По его фигуре видно, что он занимается спортом. (6) Алексей — один из лучших футболистов школы. (7) Руки и ноги у Алёши всегда в синяках и царапинах. (8) Он говорит, что это видимое следствия борьбы за справедливость.

(9) У моего соседа круглое лицо с аккуратным, немного курносым носом, усеянном веснушками. (10) Выразительные голубоглазые глаза наблюдают за всем с большим интересом. (11) Ярко-рыжие волосы торчат на макушке.

(12) Алёша очень подвижный и общительный. (13) Он ухитряется справляться со множеством дел. (14) Алексей, как никто, умеет сохранять чужие тайны, уверенно выходить к доске без решённой домашней задачи, быстро и без ошибок переписать у кого-нибудь контрольную из геометрии. (15) В моём однокласснике ценно умение в любой ситуации не терять своего лица.

(16) Мне кажется, что Алексей, когда вырастет, будет активным и неравнодушным человеком, умеющем ладить с людьми. (Е. Касатых)

Дополнительные вопросы и задания:

— Подумайте, каковы были ваши действия при нахождении ошибок. На что обращали внимание? Сколько раз читали текст?

— Укажите начальную форму глагола соскучишься и проспрягайте его.

— Как вы понимаете выражение не терять своего лица?

V. Подготовка к написанию сочинения “Успешный телеведущий”.

Ученики читают задание к упр. 167. В классе найдутся неподготовленные учащиеся. Таким предлагается написать сочинение о Екатерине Андреевой, ведущей программы “Время”.

Учащимся предоставляется фото телеведущей (лучше несколько разных) и некоторые факты биографии.

■ Екатерина Андреева — российский журналист, ведущая информационной программы “Время” на Первом канале. В детстве увлекалась баскетболом. Окончила исторический факультет МГУ и курсы для работников радио и телевидения. Эта телеведущая отличается строгостью и сдержанностью в выражении эмоций. Однако ей не чужды сочувствие и сопереживание. В одежде и причёске предпочитает классический стиль. Екатерина регулярно посещает тренажёрный зал, занимается фитнесом по индивидуальной программе. (По материалам Интернета)

Учитель говорит, что во вступительной части сочинения можно назвать имя и программу телеведущего. В сочинении необходимо рассказать о самых ярких, заметных чертах внешности и поведения. Педагог рекомендует пользоваться словами и выражениями из опорной схемы 2. Работа может выполняться самостоятельно либо под руководством учителя.

Примерные задания.

— Составьте и запишите три словосочетания, характеризующие особенности фигуры и движений выбранного вами телеведущего.

— В трёх-четырёх предложениях опишите черты и выражение лица выбранного телеведущего. Запишите эти предложения.

— Подберите синонимы к слову эмоция. Назовите эмоции, которые может переживать человек в процессе общения (радость, веселье, сочувствие, сопереживание, грусть, недоумение — слова записаны на доске). Дополните предложение и запишите его в тетрадь (начало записано на доске): Лицо этого человека отражает такие эмоции, как...

— Дополните любое из двух предложений (письменно или устно): Я захотел описать (имя ведущего), потому что... Глядя на (имя ведущего), мне хочется...

VI. Этап рефлексии.

— На что нужно обращать внимание, употребляя в сочинении причастия и причастные обороты? (Причастие и существительное согласуются в роде, числе и падеже; необходимо задавать вопрос от существительного и следить за пунктуацией.)

— В чём помогает опорная схема 2 “Описание внешности человека” при написании сочинения? (Опорная схема помогает чётко организовать структуру текста; построить высказывания; из опорной схемы можно выбрать слова и выражения, характеризующие внешность.)

— Как, на ваш взгляд, нужно проверять написанное сочинение? (Нужно обратить внимание на логичность, законченность и связность микротем; на наличие определений, характеризующих черты внешности; на отсутствие повторов; на согласованность окончаний существительных с окончаниями прилагательных и причастий.)

VII. Домашнее задание. Упр. 167. Написать сочинение о телеведущем.






Для любых предложений по сайту: [email protected]