Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: вспомнить написание гласных о, е, ё после шипящих; познакомить с условиями выбора и написания букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Личностные УУД. Самоопределение личности в коллективе. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и выслушивать собеседника. Умение работать в группе.
Ход уроков
I. Лингвистическая зарядка. Указывают слова, имеющие одинаковое морфемное строение: незаряженное, приоткрытый, невидимый, недоумевающий.
II. Проверка домашнего задания. Упр. 157 (по цепочке). Устный опрос по § 26. К доске вызываются трое. По очереди отвечают на вопросы класса. Каждому учащемуся может быть задано 3—4 вопроса.
III. Объяснительный диктант. Ученики выходят к доске по одному, каждый записывает по 2—3 слова. В качестве опорного материала можно использовать таблицу: “Гласные о, е, ё после шипящих и ц” из книги Л. А. Поникаровой “Русский язык. Фонетика. Словообразование, орфография в таблицах и заданиях” (М.: Просвещение, 2007).
■ Шёпот ночи; чопорный человек; жёсткие условия; лесные шорохи; забавная девчонка; тяжёлый ожог; решётка сада; холщовая рубашонка; бочонок с водой; укрыться плащом; покрыться румянцем; поджог сарая; неизвестный поджёг склад; детская ручонка; машина с кирпичом; шоковая терапия; рассказывала певуче; прожорливый медвежонок; главный дирижёр; причёсанный ухажёр; зажёг свечу; влечёт к приключениям.
IV. Освоение нового материала. Ученики читают правила из § 27.
V. Активизация и закрепление изученного. Упр. 161.
Выполняется письменно в форме “Лингвистической эстафеты”. Упр. 162. Комментированное письмо.
VI. Тестовые задания.
1. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?
а) ш..рох, вооруж..н, испеч..н, беч..вка
б) ж..рнов, ш..лк, обж..ра, крещ..ный
в) ш..колад, борщ..м, обращенный, вызывающ..
г) пч..лы, ш..пот, печ..т, сбереж..нный
2. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?
а) береж..т, ж..кей, ш..рстка, прич..ска
б) пораж..нный, ч..рный, пш..нка, изображенный
в) плюш..вый, ш..в, ретуш..р, мяч..м
г) о ч..м, увлеч..н, княж..н, крыж..вник
3. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?
а) певуч.., кумач..вый, щ..лкают, печ..нка
б) пощ..чина, сбереж..м, этаж..м, пляж..м
в) запрещ..н, стаж..р, теч..т, сгущ..нка
г) кош..лка, ж..рдочка, еж..вый, клоч..к
* Кумачовый — сделанный из кумача. Кумач — хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета.
* Ретушёр — специалист по ретушированию. Ретушь — исправление изображения на фотографиях в процессе их печатания и на рисунках подрисовкой, подкрашиванием.
VII. Домашнее задание. § 27. Упр. 163, упр. 165 (выборочное выполнение). К уроку по развитию речи принести материалы о любом известном телеведущем. Внимание уделить внешности, стилю, манере держаться.