Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Страдательные причастия прошедшего времени - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: расширить представление о страдательных причастиях прошедшего времени; систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях.
Личностные УУД. Осознанное отношение к учебному предмету. Формирование нравственных оснований личности. Познавательные УУД. Самостоятельное достраивание предложений с восполнением недостающих компонентов. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД. Умение формулировать вопросы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа. Дополняются предложения (устно):
Все причастия по значению делятся на ...
Действительные причастия обозначают признак.
В образовании действительных причастий настоящего времени участвуют суффиксы...
Написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени зависит от.
Страдательные причастия обозначают признак...
Написание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от...
Один ученик является экспертом по упр. 122. Класс задаёт ему вопросы о написании того или иного слова, об условиях выбора орфограммы, просит назвать слова с суффиксом -ем-, слова с суффиксом -ющ-.
II. Словарный диктант. Слова записаны в столбик на доске:
■ 1-й вариант: снимающийся с як..ря; пр..держать открывающуюся к..литку; вер..щий в (сч, щ)астье; с утра б..здельнича..щий; пр..сутству..щий на собран..и; кле..щий г..рлянду; та..щий в дымке п..йзаж; выд..ля..щаяся красотой б..р..ста; (ни)чего не знач..щая оценка; в..роча..мый с усил..ем; отмеча..мый в журнале; тревож..мый обст..ятельствами; удержива..мый от п..ступка.
■ 2-й вариант: двига..щийся по пр..мой; помн..щий о р..дителях; вывалива..щийся из рук п..кет; затева..щий ссору; пряч..щийся за к..ло(н, нн)у; тревож..щая душу музыка; движ..щийся в туман.. п..ром; вп..чатля..щий п..ртрет; оглуша..мый грох..том; склеива..мый учен..ком; знач..мый для пр..сутству..щих; отдава..мый без сож..ления; слыш..мый кем(то).
III. Освоение нового материала.
1. Работа по вопросам к таблице из § 21.
2. Наблюдение над лингвистическим материалом. Ученики получают задание назвать прилагательные и причастия.
Работа, выполненная до конца, всегда приносит радость. Не бывает людей обыкновенных. На песчаной отмели валялись фантики, пакеты и бутылки. Сломанная скамья совсем не украшает парк.
Отвечают на вопрос:
— Для чего нужно уметь различать прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени? (Из проанализированного языкового материала видно, что написание н и нн в причастиях и прилагательных производится по разным правилам.)
IV. Активизация и закрепление изученного. Упр. 124. Начинают выполнять под руководством учителя, заканчивают самостоятельно. Упр. 127. Комментированное письмо.
V. Домашнее задание. § 21. Упр. 125.