Описание внешности человека - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Описание внешности человека - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: познакомить с определением портрета в литературном произведении; выяснить роль причастий при описании внешности; анализировать сочинение по картине В. Хабарова “Портрет Милы”; учить работать с опорной схемой 2 “Описание внешности человека”.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход уроков

I. Мотивационное начало урока. Учитель даёт задание:

— Вспомните, в каких ситуациях приходится описывать внешность человека. (Описываем, когда хотим поделиться впечатлениями от знакомства, когда есть необходимость рассказать кому-то о незнакомом ему человеке, когда составляется описание разыскиваемого человека.)

II. Работа с текстом. Выяснение роли причастий в тексте-описании. Ученики читают текст о впечатлениях современницы А. С. Пушкина от встречи с поэтом на выставке картин. Наблюдают, на что обратил внимание автор, описывая внешность Пушкина. По заданию учителя объясняют роль причастий в тексте. Говорится о том, что причастия и причастные обороты помогают описать внешний вид (волосы взъерошенные, заросшее лицо, блестящие глаза) и сказать о совершённых действиях (смотревшая на него, обративший на меня внимание). Отмечается, что причастные обороты помогают избежать повторов в письменной речи, используются вместо однообразных конструкций: волосы, которые были взъерошены; лицо, которое заросло.

■ Я узнала Пушкина! Я воображала его чёрным брюнетом, а его волосы были не темнее моих, длинные, взъерошенные... Маленький ростом, с заросшим лицом, он былнекрасив, если бы не глаза. Глаза, блестящие словно угли, находились в беспрерывном движении. Я, смотревшая на него, разумеется, забыла о картинах. И он, кажется, это заметил: Пушкин, обративший на меня внимание, улыбался. Видно, на лице моём изображались мои восторженные чувства. (По Е. Ган)

III. Работа с учебником. Упр. 95 (письменно, по цепочке). Выполняя упр. 97, учащиеся обосновывают принадлежность текстов к художественному и официально-деловому стилям. Отмечается наличие в художественном тексте слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (глазёнки, худенький, штанишках), просторечных (вытаращив, болтающемся), сравнений (точно защищаясь), оценочных определений, передающих отношение автора (так виновато и жалко смотрела тонкая и смешная детская шея). Доказывают, что выделенные слова — причастия.

IV. Работа с сочинением, созданным по опорной схеме 2 “Описание внешности человека”.

Образец сочинения-описания внешности человека

■ На картине В. Хабарова “Портрет Милы” изображена девочка, увлечённо читающая книгу. Она сидит в большом уютном кресле, около которого лежат коньки, как будто Мила только что вернулась с катка.

Мила поджала ноги, чтобы удобнее было держать книгу. Героине портрета интересно то, о чём она читает. Она словно забыла о происходящем вокруг и погрузилась в мир фантазий и вымысла. По миниатюрной и гибкой фигуре можно предположить, что школьница занимается танцами или спортом.

У Милы спокойное и вдумчивое лицо, взгляд выражает заинтересованность. Я обратил внимание, что рот девочки приоткрыт. Мне кажется, она настолько увлечена книгой, что шепчет читаемые слова. Свет падает на высокий лоб, подчёркивает выразительные брови, аккуратный нос и правильный овал лица.

Девочка одета просто и удобно. На ней брюки, белая футболка с жёлтыми и синими полосками на рукавах и бело-синие туфли. Прямые золотистые волосы не собраны в причёску, а свободно рассыпаны по плечам. Находясь дома, девочка выглядит очень опрятно. Чувствуется, что художнику симпатична его героиня.

Мне кажется, что Мила хорошая помощница по дому и интересная подруга. Глядя на картину, хочется скорее прийти домой, навести порядок и заняться любимым делом.

Учащиеся рассматривают картину В. Хабарова, читают опорную схему 2 и сочинение, беседуют:

— Какова тема и основная мысль текста?

— Как строится введение? С какой фразы начинается, предлагается ли она в схеме?

— О чём говорится во втором абзаце? Какие определения для описания фигуры использованы? Найдите в опорной схеме другие определения, которыми можно было бы описать фигуру Милы.

— Как описано лицо героини? На что обратили бы вы внимание, описывая лицо девочки? Сформулируйте и запишите высказывание о чертах и выражении лица по образцам, данным в схеме.

— Как описана одежда и причёска? (Можно обратить внимание на цветовое решение картины в целом. Палитра контрастная; насыщенные, тёмные цвета сочетаются со светлыми; девочка как бы вписана в тёмно-синий круг и от этого её лицо и верхняя часть фигуры кажутся более выразительными.)

— Что сказано в выводе? Какие из предложенных в схеме конструкций использованы? Создайте собственное высказывание, используя начало: Изображение позволяет передать.

V. Домашнее задание. Упр. 96. Либо предлагается подготовить сочинение, описывающее внешность человека по фотографии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]