Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Причастный оборот - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: дать представление о причастном обороте; учить опознавать причастный оборот в тексте; формировать умение выделять причастный оборот запятыми; развивать связную речь учащихся.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Самостоятельная постановка целей. Умение делать вывод из наблюдений над явлениями. Коммуникативные УУД. Умение задавать вопросы.
Ход уроков
I. Орфографическая разминка. Ученики записывают сочетания слов под диктовку, выполняют взаимопроверку без образца, при необходимости задают вопросы. Называют слова, являющиеся причастиями.
Из-за улыбнувшейся ему удачи; сгустившиеся сумерки; беспощадного тирана; к зажиточному крестьянину; на шиферной крыше; от сочувственных слов; благодаря ищущему характеру; проснувшееся солнце.
II. Проверка домашнего задания. Упр. 82, 84 (по цепочке). В это время на доске трое учеников склоняют словосочетания открытая калитка, разрушенная колонна, погасшая гирлянда.
III. Освоение нового материала. Ученики читают текст, получают задание назвать причастия, задать вопросы друг другу. Делается вывод о постановке знаков препинания при причастном обороте. Ученики выписывают предложения с причастными оборотами, графически выделяют их.
■ В пяти шагах от домика высился лес. Ели, укутанные в колючий мех, мускулистые сосны, берёзы в бело-розовом шёлке. Простодушный родник, ослеплённый солнцем, выбивался из-под земли и тут же прятался в траву. Кирилл привёз с собой краски, холсты и картоны. У Анатолия — чемодан толстых и тонких научных книжек. Да ещё был набитый припасами рюкзак. (По Р. Погодину)
IV. Активизация и закрепление изученного. Упр. 86.
Учащиеся находят предложения с причастными оборотами, записывают их. Учитель обращает внимание учеников на предложение 2, где два причастных оборота следуют один за другим. Определяемое слово второго причастного оборота входит в состав предшествующего причастного оборота. Упр. 88. Комментированное письмо. Упр. 90. Письменно; учащиеся по очереди работают на доске. Упр. 91. Находят ошибки, записывают исправленные варианты.
V. Предупредительный диктант. Ученики читают текст, задают вопросы учителю для прояснения написания слов и знаков препинания. Учитель озвучивает дополнение к правилу. Если причастный оборот относится к личному местоимению, то он выделяется на письме запятыми независимо от местоположения.
■ На самой окраине села на песчаном пригорке стояла сосна. Выросшая на приволье, она поражала своей гигантской мощью. И теперь ещё она, прожившая многие десятки лет, не потеряла остатки былой силы. Толстенный ствол напоминал окаменевшие в сверхъестественном напряжении мускулы гиганта. Ветви торчали в стороны, как костлявые руки молящегося старца. (По Н. Ткаченко)
VI. Тестовые задания.
В каком варианте все конструкции являются причастными оборотами с определяемым словом?
а) человек, обладающий тактом; лежащий у дороги валун; крестьянин, колющий дрова; заметённый колючим снегом
б) дремлющий у конуры пёс; охватившая людей дрёма; старик, задремавший на печи; в дремучем лесу обитающие животные
в) выбеленный садовником ствол яблони; дикий виноград, вьющийся по стене; дикий вьющийся виноград; беречь высаженные растения
VII. Домашнее задание. Урок 20. § 14. Упр. 89. Урок 21. Выписать из любых источников (газеты, журналы, художественная литература) два предложения с одиночным причастием, два предложения с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, и два предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Подготовиться к самостоятельной работе на знание терминов по теме “Причастие”.