Гласные перед н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени; гласные в суффиксах причастий после шипящих - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Гласные перед н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени; гласные в суффиксах причастий после шипящих - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: ознакомить учащихся с условиями выбора гласной перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных; формировать умение выбирать гласную перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных; повторить употребление знаков препинания при причастном обороте, обращении, прямой речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица, схема.

Тип урока: комбинированный.

Все науки в грамматике нужды имеют.

Хотя природное знание языка много может, однако

грамматика показывает путь доброй натуре.

М. В. Ломоносов

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Каковы особенности написания суффиксов кратких причастий?

• Какими членами предложения являются краткие страдательные причастия?

• Составьте связный устный рассказ о написании кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных от глаголов.

2. Устная синтаксическая минутка

Составьте предложение по схеме, включая в слова говорящего обращение, а в слова автора — причастный оборот.

«Прямая речь!» — слова автора.

3. Индивидуальная работа по карточкам

Карточка № 1

Вставить пропущенные буквы.

Поездка организова(н, нн)а; речи проникнове(н, нн)ы и взволнова(н,нн)ы; девочка рассея(н, нн)а; войска рассея(н, нн)ы; было уделе(н, нн)о внимание; бойцы мужестве(н,нн)ы; движения медле(н, нн)ы.

Карточка № 2

Вставить пропущенные буквы.

Девочка смуще(н,нн)а; эти недостатки вам свойстве(н, нн)ы; увере(н,нн)ы в победе; знания ограниче(н,нн)ы; всё было тщательно провере(н,нн)о; солдаты сдержа(н,нн)ы; бригада ограниче(н,нн)а во времени.

Карточка № 3

От данных причастий образовать краткие причастия мужского, женского и среднего рода. Составить с ними словосочетания и записать. Поставить ударение. К выделенному причастию подобрать однокоренные слова.

Любимый, разбитый, написанный, собранный, открытый, надломленный, раненый, организованный, продуманный.


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Основная задача нашего урока — изучить два орфографических правила и сформировать соответствующие правописные навыки, т. к. иногда возникают трудности при выборе гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, а также в суффиксах -енн-, -ённ- после шипящих.


IV. Изучение нового материала

1. Наблюдение над языковым материалом

Сказать — сказанный

Возвысить — возвышенный

Развеять — развеянный

Увидеть — увиденный

Услышать — услышанный

Сложить — сложенный

2. Объяснение учителя

Если причастие образовано от глаголов на -ать или -ять, то перед -нн- и -н- пишутся буквы а или я:

Вспахать — вспаханный — вспахан; обязать — обязанный — обязан.

Если причастие образовано от любых других глаголов (не на -ать или -ять), то перед -нн- и -н- пишется буква е:

Изучить — изученный — изучен.

3. Составление схемы (на доске и в тетрадях)



4. Ознакомление с таблицей (с обобщением ранее изученного материала)


Буквы о, ё после ж, ч, ш, щ


Часть речи

Часть слова

Под ударением

ё

о

Любая

Корень

Если есть проверочное слово с безударной е

жернов — жернова

чёрный — чернеть

Если нет проверочного слова шов, чопорный

Существительные

суффиксы

-ок- (-ек-),

-онк-,

-онок-

окончания


крючок

книжонка

зайчонок

свечой

плащом

Прилагательные

суффиксы

-ов- (-ев-)

окончания


ежовый

парчовый

чужой

чужого

Глаголы и его особые формы

окончания

суффиксы

-енн-

-ен-

жжёт, печёт

завершённый

освещённый

сожжён

завершён


Наречия

суффикс

-о- (-е-)


свежо

горячо


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Диктант «Проверь себя»

Протоптанная в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, устроенному на болоте. Сквозь нависшие увешанные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши хозяйственных построек. Поле окружено лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, заваленной буреломом дикой чащобе зелёные, разработанные человеком поля.

(И. Соколов-Микитов)

2. Спишите

Раскрывая скобки, заменяйте глаголы в неопределённой форме причастиями. Расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните предложение, в котором причастный оборот стоит перед определяемым словом.

1) Тима нёс в руке деревя(н, нн)ый к..раблик (сделать) по всем правилам к..рабельных мастеров. 2) На мостике (построить) у самой воды стоял морской к..питан в белом кит..ле. 3) Поднять якоря громко скомандовал к..питан (стоять) на мостике. 4) Большая нарядная лодка вся (украсить) флагами тихо плавала по самой середине реки. 5) Вся река была (усеять) плавающими заводными параходиками. 6) К..раблики (скользить) по воде в разные стороны, качались на волнах, давали сигналы, пускали дым из труб. 7) Они бежали к большой полотня(н, нн)ой палатке (раскинуться) на берегу реки. 8) На мостовой было небольшое отверстие (накрыть) чугу(н, нн)ой реш..ткой.

(Ю. Дружков)

3. Работа с упражнениями учебника

Упражнения 326, 327 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• От чего зависит написание а, я, е в причастиях перед н и нн?

• Когда пишется -а(-я), а когда -е? Приведите примеры.


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить упражнение 328 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]