Все уроки Русского языка 7 класс
Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: отработать навыки написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; повторить написание н и нн в суффиксах прилагательных; вид глагола.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица, памятка.
Тип урока: комбинированный.
Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,
кто грамматических не знает свойств и правил.
А. П. Сумароков
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Какие причастия могут иметь полную и краткую формы?
• Как изменяются краткие страдательные причастия?
• Какова их синтаксическая роль в предложении?
• Что общего и в чём разница между краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными?
2. Практическая работа с языковым материалом
Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. В каждом причастии обозначьте суффикс, объясните написание н и нн.
ПОЮЩАЯ КЛАССНАЯ ДОСКА
Кончик ука..ки прик..сается к ноте, нарисова..ой на кла..ной доске и нота начинает звучать. С помощью ука..ки может быть проигра..а целая музыкальная фраза записа..ая на доске нотными знаками. Принцип устройства поющей кла..ной доски несложен. Ука..ка к..сающаяся доски замыкает контакт и включает электро..ый имитатор звука. Изготовление поющих кла..ных досок освое..о на производств..ом комбинате работающем в Калуге.
(Из журнала)
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Причастия могут терять глагольные признаки и переходить в имена прилагательные, приобретая чисто качественные значения.
Этот переход, наблюдавшийся в предшествующие периоды истории русского языка, интенсивно осуществляется в наше время. В современном языке есть слова, совершенно утратившие глагольность и превратившиеся в обычные прилагательные (откровенный от открытии, обыкновенный от обыкнути и подобные: священный, умышленный, смиренный, отчаянный и т. д.)
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление с таблицей
нн в полных страдательных причастиях |
н в кратких страдательных причастиях |
рассказа-нн-ый |
рассказа-н |
проведё-нн-ая |
проведе-н-а |
розда-нн-ое |
розда-н-о |
построе-нн-ые |
построе-н-ы |
Сколько н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
2. Составление памятки
Н и нн в прилагательных, образованных от причастий
Пиши нн |
1. Если есть приставка, кроме не- |
поджаренный, изготовленный |
2. Если причастие образовано от глагола совершенного вида |
сделать — сделанный, нагрузить — нагруженный |
|
3. Если у причастия есть зависимые слова |
гружённые на машину овощи, кошенная с утра трава |
|
4. Если слово кончается на -ованный (-еванный), кроме исключений кованый, жёваный |
газированный, рисованный |
|
Пиши н |
1. Если нет приставки |
моченый, раненый |
2. Если причастие не оканчивается на -ованый (-еваный) |
кошеный, крашеный |
|
3. Если к причастию не относятся зависимые слова |
груженая машина, крученая нитка |
|
4. Если причастия образованы от глагола несовершенного вида, кроме исключений: желанный, священный, данный, нежданный-негаданный, неслыханный |
||
5. В суффиксах кратких страдательных причастий |
нагружены, изготовлены |
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Составьте словосочетание с прилагательным званый.
Зва..ые гости, покраше..ый пол, краше..ые стены, беле..ая ограда, по- беле..ые деревья, мороже..ая дичь, сушё..ые яблоки, пече..ый картофель,
запечё..ая рыба, зажаре..ая в сметане рыба, жаре..ые грибы, соле..ый сыр, засоле..ые грузди, кале..ые орехи, пута..ый ответ, запута..ые верёвки.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнения 304, 307, 312 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Когда в причастиях пишется н, а когда нн?
• Каковы особенности написания суффиксов кратких причастий?
• Когда пишется н, а когда нн в прилагательных, образованных от причастий?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить упр. 315 (письменно).