Изменение глаголов в настоящем и будущем времени - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: углубить и расширить знания учащихся об особенностях изменения глаголов в настоящем и будущем времени; научить правильно употреблять глаголы в форме настоящего и будущего времени; закрепить навыки написания форм глаголов 2-го лица единственного числа.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Обращаться с языком кое-как —

значит и мыслить кое-как,

неточно, приблизительно, неверно.

А. Н. Толстой

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Сколько времён имеет глагол в русском языке?

• Что обозначают глаголы в каждом времени?

• На что указывает форма прошедшего времени?

• Как образуются глаголы прошедшего времени?

2. Практическая работа

Выписать глаголы в прошедшем времени. Обозначить род каждого из них. Рядом записать недостающие формы рода и неопределённую форму. Поставить ударение.

1) Я сегодня сбилась с ног —

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

(С. Михалков)

2) Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

(А. Пушкин)


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— В далёком прошлом глаголов прошедшего времени не было, это были причастия с суффиксом -л-, употреблявшиеся для выражения прошедшего времени в сочетании со вспомогательным глаголом быть, который впоследствии в этих формах исчез.

Сегодня на уроке мы выясним, как образуются формы настоящего и будущего времени глаголов, как правильно употреблять их вместо форм прошедшего времени.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходило до того, как о нём стали говорить (до момента речи): «Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собою». (А. П. Чехов)

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи): «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит». (А. Плещеев)

В форме настоящего времени глаголы могут также обозначать действия постоянные или длительные: «Земля вращается вокруг Солнца» (действие постоянное); «Мой брат учится в средней школе» (действие длительное).

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут (после момента речи): «Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад». (С. Есенин)

Время и вид глагола тесно связаны друг с другом. Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени: решал — решает — будет решать. Глаголы же совершенного вида имеют только две формы — прошедшее и будущее: решил — решит. Настоящего времени эти глаголы не имеют.


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений

1. Практическая работа

Прочитайте отрывок, укажите средства связи предложений в тексте. Весна приходит не сразу. Она начинает творить свою работу ещё среди метелей и морозов. И первый её дружный напор не сразу сгоняет снег с полей, не сразу согревает землю.

И всё-таки весна неодолима!

(Н. Сладков)

1) Определите, какое значение в отрывке текста имеют глаголы настоящего времени: обозначают действия, которые происходят в момент речи, или обозначают действия постоянные?

2) Переведите отрывок в прошедшее время, сохраняя вид глагола. Затем переведите отрывок в будущее время, изменяя вид глагола

2. Тренировочные упражнения

Упражнение 146 (устно), упражнения 147, 151, 152 (письменно).

3. Развитие навыков употребления в речи глаголов настоящего и будущего времени (составление диалогов по заданной ситуации)

1) Ваши родители приглашены на встречу с одноклассниками в город, где они когда-то учились. Однако они не уверены, можно ли вас оставить дома одного (одну) на несколько дней. Постарайтесь убедить родителей в том, что вы будете делать всё необходимое по дому, по хозяйству, что они могут ехать и не беспокоиться о вас.

2) Вы идёте по улице и неожиданно встречаете друга (подругу), с которым (которой) не виделись несколько лет. Расспросите друг друга о семье, товарищах, учёбе, увлечениях.

3) Вы хотите научиться варить овощной суп и просите подругу рассказать как это сделать. Начните так:

— Ты умеешь варить овощной суп? Я хочу, чтобы ты меня этому научила.

— Тогда слушай. Берёшь.


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа

• Какое действие обозначают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?

• Какие временные формы образуются от глаголов несовершенного вида, какие — от глаголов совершенного вида?

• Как изменяются глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени?

• Каковы особенности образования глаголов прошедшего времени?

2. Заключительное слово учителя

— В речи часто используют одну форму времени в значении другой. Это делается для того, чтобы более живо рассказать о делах и событиях. Так, форма настоящего и будущего времени может употребляться в значении прошедшего. Настоящее время может использоваться в значении будущего.


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить упражнение 153 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]