Все уроки Русского языка 7 класс
Время глагола. Прошедшее время - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: углубить и расширить знания о временах глагола, о прошедшем времени глагола; об ударении в глаголах прошедшего времени.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Язык — это история народа.
Язык — это путь цивилизации и культуры.
А. И. Куприн
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Наблюдения над языковым материалом
1. К данным глаголам подберите антонимы противоположного вида. Устно составьте предложение.
Закрыть, люблю, волнуйся, уйдут, не кладите, положите.
2. Исправьте словосочетания. Объясните написанное. Сравните с украинским языком.
Скучать за сестрой; благодарить учителю; смеяться с ошибки; говорить про жизнь; извиняюсь за опоздание.
3. В данных словосочетаниях определите главное и зависимое слово. Вырастить ребёнка, цветы; надеть платье, одеть младшую сестру, одеться тепло.
Так какие глаголы переходные? Как называются такие глаголы в украинском языке? Что значит глаголы непереходные?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Как определить время глагола? Какое, например, действие обозначить настоящим временем? То, которое совершается сейчас? А как быть тогда с предложением из XIX в.: «Сейчас я пишу новую повесть»? Перевести в прошедшее, ведь автор творил в прошлом веке?
Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответы на все эти вопросы, побывав в музее Морфологии.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Экскурсовод музея Морфологии сообщил нам следующее: «Нужно искать точку отсчёта, но не в словах сейчас, вчера, завтра. Точка отсчёта для времени глагола — это момент речи, момент, когда мы говорим. Если действие хоть частично совпадает с моментом речи, глагол имеет настоящее время; если действие произошло до момента речи, это глагол прошедшего времени; наконец, действие, которое произойдёт после момента речи, обозначается глаголом будущего времени.
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 57—58)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Выпишите все глаголы в прошедшем времени. Определите их вид, число, род, выделите в них суффиксы
Семиклассник Петя вернулся из кино. Глаза его возбуждённо блестели.
— Что, хорошая была к..ртина? — спросил я.
— Ух, и здорово! — ответил он.
— Что же здорово?
— Да, понимаете, так здорово! Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом понимаете. Ну, словом, просто здорово. Вообще, так сказать, он сначала не знает, так здорово, что, понимаете, в общем, никто не знает. А потом, понимаете, он-то уж знает, а они. Ну, в общем здорово! Понимаете?
Но я (не) понимал. Мой приятель так и (не) мог мне толком объяснить, что же так понравилось ему в картине.
(А. Дорохов)
Напишите развёрнутый ответ на вопрос: в чём проявилось неумение Пети объяснить, что именно ему понравилось в фильме?
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнения 136, 138 (устно); упражнения 141, 142 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Какие формы времени имеют глаголы в русском языке?
• Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
• Как образуются глаголы прошедшего времени?
• Как они пишутся и произносятся?
2. Заключительное слово учителя
— Связь времени с моментом речи есть только в русском языке. А время, в котором живём, развиваемся мы и весь окружающий мир, существует независимо от момента речи.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника (С. 57—58).
2. Выполнить упражнение 144 (письменно).