Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Цели:
1. Закрепление умения различать разные виды описания.
2. Формирование умения выделять типовые фрагменты со значением состояния лица.
3. Формирование умения находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
Посмотрите, пожалуйста, на тему урока, скажите, насколько важно уметь определять состояние человека и насколько важно уметь рассказывать об этом? Очень важно, так как это помогает в общении людей, в понимании их.
II. Тренировочные упражнения.
1. Рассмотрите цветные иллюстрации - вкладыши № 4, 8, 9, 10, 14. Попробуйте описать состояние героев этих картин. Чье описание кажется вам наиболее точным? (Выслушать мнение всех желающих сказать, не обрывать, если ответ неудачен.)
2. Перечислите, какие разновидности описаний мы знаем? В тетрадях ответы на вопросы мини-теста.
Задание: что описывается в каждом фрагменте?
1) А чего только нет на песке у моря. Вот красные, мокрые медузы, оставшиеся после отлива. Есть звезды морские с искривленными лучами. Грудами лежат водоросли, тяжело и влажно пахнут. А еще след босой ноги тянется у самой воды. А слева все бревна и бревна. (Описание места.)
2) Тишина. Что-то бормочет, плещется в Шуше. Легкие пряди тумана висят над кустарником. Пахнет смородиной. (Описание состояния среды.)
3) Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными и задумчивыми глазами. (Описание внешности.)
Проверка.
3. Какой вид описания строится по такой схеме (схемы на доске):
1) «Данное» (кто? что?) - предмет —► «Новое» (какой?) - признак (описание предмета).
2) «Данное» (где?) - место —► «Новое» (что?) - предмет (описание места)
3) «Данное» отсутствует или называет элемент природы —► «Новое»? (глагол, наречие на -о, существительное, например, тишина) (описание состояния природы).
III. Актуализация знаний.
1. По аналогии со схемами описания предмета, места, состояния природы составьте схему описания состояния человека.
Проверьте себя по материалу учебника, упр. 485. Какая информация вам непонятна?
2. Упр. 486. Текст 1 - устно, текст 2 - письменно самостоятельно (после каждого предложения написать, что описано: состояние среды или состояние человека).
3. Упр. 486: анализ материала таблицы. Записать по одному своему примеру к каждому способу выражения состояния лица.
IV. Домашнее задние: придумать 4 небольших текста с разным видом описания (по 1—2 предложения), упр. 483 устно.