Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Цели:
1. Закрепить навык написания неизменяемых приставок и приставок на з-с.
2. Орфографический и пунктуационный повтор.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Задание: в предложении, написанном на доске:
Не умолкая, шумел прилив, набегали грохочущие волны, бьющиеся о иссеченное подножие тороса.
Найдите:
а) все слова, в которых букв меньше, чем звуков (умолкая, грохочущие, бьющиеся, иссеченное, подножие);
б) слово, соответствующее схеме (умолкая);
в) слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (подножие);
г) все причастия (их 3);
д) частицу (не);
е) сосчитайте количество запятых (3);
ж) слово с орфограммой «разделительный ь» (бьющиеся);
з) слово, в характеристике которого есть такие признаки: прошедшего времени, среднего рода (иссеченное);
и) слова с орфограммой в корне (умолкая, набегали, грохочущие, иссеченное, тороса);
к) перечислите орфограммы в слове
Закрыть доску, записать по памяти (или под диктовку) Самопроверка.
II. Актуализации знаний.
1. Объясните написание приставки в слове иссеченный (карточка-подсказка № 2).
2. Найдите в домашнем упражнении 82 слова с такой же орфограммой в приставке: испеченный, сжег, взлохмаченный, искаженное. В этом же упражнении найдите слова с неизменяемыми приставками (подтолкнуть, защелкнувшийся, стиральный). Именно слова с неизменяемыми приставками составляли третью группу в упр. 86. Прочитайте их (недостатки, поступок, справедливость).
3. Обобщение: на какие 3 группы делятся все приставки в русском языке?
Мы сегодня поговорим о неизменяемых приставках и о приставках на з-с.
Задание: записать слова в 2 столбика: с неизменяемыми приставками и с приставками на з-с. Первый столбик на доске, второй - самостоятельно.
С неизменяемыми приставками сжечь подписать предпочтение отблеск предопределить отсеять обслужить вручать подписчик надземный сгиб |
С приставками на з-с безвкусица безжалостный беззвучный рассыпал воззрение растворять рассчитать расчет иссякнуть бесцветный |
Во втором столбике выделите приставку, проверьте: перед всеми глухими буквами (они входят в предложение Фока, хочешь поесть щец?) пишется буква «с». Не может быть такого сочетания букв: «зс», «сз».
III. Закрепление изученного. Диагностика усвоения.
Предупредительный диктант.
Задание: выделить приставки с орфограммой.
Осенний дождь
С самого рассвета идёт мелкий дождь. Это не летний, грозовой, шумящий и низвергающийся подобно водопаду. Он льёт не переставая, бесшумными, тонкими струйками. Ветер сосредоточенно дует, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав.
Первая весной распускается берёза, и теперь она первая пожелтела. (Дальше выписывать только слова с приставками). А осина расцветилась красными, багровыми, золотистыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасывает и это последнее убранство. Крутя в воздухе легкие иссохшие листья, он расстилает их по мокрой земле. Цветы исчезли: как будто мёртвая рука осенисжала и измяла их. Измокшие заборы смотрят уныло из-под бесконечной сетки дождя. Всё позже восходит солнышко, всё раньше нисходит оно к краю земли.
IV. Домашнее задание: упр. 88, составить словарный диктант из словосочетаний со словами, в которых имеются буквы з-с в приставках (10-12 словосочетаний).