Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Цели:
1. Закрепление навыка написания о-ё после шипящих и ц.
2. Сопутствующий орфографический и пунктуационный повтор.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Вопросы по орфографии слов из предложений упр. 79. Если возникли, выяснить, почему не получается у ученика: не знает правило или не умеет применят; применяет не то правило, какое нужно. Ответить на все вопросы, предложив повторить ответ этому ученику.
2. Прочитать предложения: а) с обращением, назвав его (III, «ветер»); б) с причастным оборотом (I, 1-е, 3-е предложения); в) с деепричастным оборотом (I, 1-2-е предложения). В чем особенность этого предложения, показать на схеме, предложив по ней проверить пунктуацию: Будет ли сохранена запятая между деепричастиями, если вставить союз «и»? Нет, они однородные обстоятельства.
II. Актуализация знаний.
1. Исследование схемы в карточке подсказке № 7. Запишите в тетради по 2 примера с о-ё в каждой морфеме.
2. Выборочный диктант.
Задание: на доске и в тетради через запятую выписать слова с о-ё. Что необходимо уметь определять для правильного написания? Часть слова (морфему) и часть речи.
Чертик в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и та дешевый кофе из желудя. Тяжелый самовар стоял на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и объедался крыжовником со сгущенным молоком. Потом он решил танцевать чечетку. Но он был не очень искусным танцором, совершил неудачный скачок, врезался в самовар и ожег свой пятачок с мягкой шерсткой. Ожог был тяжел. Огорченный черт сунул свой обожженный пятачок в бочонок с мочеными яблоками
Обратить внимание на слова «ожег» и «ожог». Записать их в словосочетаниях: ожег (глагол) руку - ожог (существительное) руки, поджог здания - поджег здание.
III. Закрепление изученного.
1. Тестовое задание.
Надо быть очень внимательным при чтении вопросов-заданий! Возможно, первое задание сделать вместе как тренировочное.
1) В этой строчке в суффиксах пропущена буква О:
а) речонка, стережет, холщовый, мальчонка, шелковый (в словах «стережет» и «шелковый» буква пропущена не в суффиксе);
б) роскошный, плечом, шоколад, шов, парчовый;
в) бережет, ключом, ночевка, тиражом, чечетка.
2) В этой строчке у существительных пропущена буква Ё:
а) шорох, шепот, трущоба, печеный, горячо;
б) решетка, бечевка, жердочка, сбереженный, камышовый;
в) тяжелый, расчет, черточка, чужого, врачом.
3) В этой строчке в корне пропущена буква Ё:
а) печеный, ученый, корчевка, ожог (руки), стажер;
б) щеголь, шов, нашел, сгущенка, пчелы;
в) желтая, дешевый, щелка, ключом, медвежонок.
4) В этой строчке во всех словах пропущена буква О:
а) камышовая, шоссе, дрожать, бочонок, обжора;
б) грошовая, галчонок, прическа, сушеные, дирижер,
в) кипяченый, ручонка, ожег (руку), багажом, кумачовый.
5) В этой строчке буква Ё пропущена в причастия к:
а) возмущенный, пшенная, жесткие, розовощекий, полушепот;
6) пересеченный, моченные в бочонке, лавчонка, истолченное;
в) зажженный, сушеный, печеный, моченый, крученый.
2. Упр. 84 - записать слова с «и» после «ц» - I вариант, с «ы» после «ц» - II вариант, взаимопроверка (карточка № 6).
Всем записать оставшиеся слова (целина, ценитель, центральный). Добавить по 2-3 слова с ы-и после ц, можно и нужно пользоваться карточкой-подсказкой.
IV. Домашнее задание: упр. 82 по заданию или в 2 столбика: О-Ё; упр. 86 - карандашом выделить приставки.