Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 14. СОЧИНЕНИЕ (ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА И ОПИСАНИЕ ЕГО ВНЕШНОСТИ)
Цели:
1. Диагностика умения соединять в тексте характеристику человека и описание его внешности.
Ход уроков
I. Актуализация знаний
Чтение отрывков из повести Л. Н Толстого «Детство».
Задание: проанализируйте отрывки (тема, основная мысль, тип речи, детали). План анализа можно записать на доске. Просить отвечать текстом, а не читать вопросы и давать отдельные ответы.
1) Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в то время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.
2) Папа стоял подле письменного стола и, указывая на какие-то конверты, бумаги и кучки денег, горячился и с жаром толковал что-то приказчику Якову Михайлову, который, ...заложив руки за спину, очень быстро и в разных направлениях шевелил пальцами.
Чем больше горячился папа, тем быстрее двигались пальцы, и наоборот, когда папа замолкал, и пальцы останавливались; но когда Яков сам начинал говорить, пальцы приходили в сильнейшее беспокойство и отчаянно прыгали в разные стороны. По их движениям, мне кажется, можно было угадывать тайные мысли Якова; лицо же его всегда бы по спокойно — выражало сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности, то есть: я прав, а впрочем, воля ваша!
II. Проверка домашнего задания.
На какие особенности описания вы обратили внимание в главе X «Что за человек был мой отец»?
• увлечения;
• наружность;
• особенности характера;
• манера одеваться;
• чувствительность;
• правила жизни.
III. Сочинение.
1. Задание упр. 528 или 530: выбрать для себя тему, определить основную мысль, составить план в виде ключевых слов (детали), определить способ рассказа о них.
Возможное начало; «В мире не бывает одинаковых людей. Каждый человек неповторимая личность. Я хочу рассказать о ...»
2. Написание сочинения. Абзацы.