Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, выразительного чтения, работы с текстом.

Планируемые результаты: знание условий дефисного и слитного написания сложных существительных и прилагательных; владение навыками выразительного чтения, морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Связный рассказ о различении суффиксов прилагательных -к- и -ск-, о написании мягкого знака перед суффиксом -ск- в прилагательных.
  4. Упр. 378 - подготовленный диктант.

III. Актуализация знаний

Объяснительный диктант

Тунгусский метеорит, январский мороз, рыбацкая лодка, резкий от­каз, французский язык, сентябрьский листопад, дерзкий взгляд, одесский юмор, молодецкая удаль, Казанский вокзал.

  1. Самоопределение к деятельности

— На предыдущем уроке в тексте диктанта встретились слова, которые мы написали через дефис, - это прилагательные длин­ный-длинный (речь шла о носе Буратино) и день-деньской.

— А как, по-вашему, пишутся прилагательные быстрый-бы­стрый, долгий-долгий, тихий-тихий и т. п.? А древнерусский? А чернобровый?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных.)

  1. Работа по теме урока
  2. Вывод правила

Прилагательные с повторяющимися основами пишутся через дефис.

— Вспомним, что дефис (короткая чёрточка между частями слова) — это орфографический знак, а тире (длинная чёрточка между словами в предложении) — знак синтаксический, пунк­туационный.

— Как мы назовём цвет российского флага? (Бело-сине-красный.)

— А как уточнить оттенок, например, красного цвета, если он тёмный? (Тёмно-красный.)

— Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится? (Кисло-сладкий.)

— Как вы напишете прилагательные тёмно-красный, кисло-сладкий? (Через дефис.)

— Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и вкуса, пи­шутся через дефис.

— Как вы напишете промежуточные стороны света: юго-запад, северо-восток и т. д.? (Через дефис.)

— Как вы напишете географические названия — сложные су­ществительные: Орехово-Зуево, Тянь-Шань! (Через дефис.)

— А как вы напишете прилагательные, образованные от этих существительных? (Тоже через дефис.)

Прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис, также пишутся через дефис.

— Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей. Приведите примеры. (Через дефис: англо-русский, русско-английский.)

Такие прилагательные состоят из двух равноправных частей, обозначающих однородные признаки, между ними можно по­ставить союз и: английский и русский словарь, шахматный и ша­шечный турнир.

Через дефис пишутся также некоторые прилагательные, обо­значающие неоднородные признаки: военно-воздушный (военный воздушный флот), научно-популярный (научный популярный жур­нал). Первое прилагательное прикрепляется к сочетанию второго прилагательного с существительным: воздушный флот, популярный журнал.

— Какие же сложные прилагательные пишутся слитно?

Слитно пишутся слова, образованные от словосочетания при­лагательного с существительным: широкоформатный - широкий формат.

— Образуйте сложные прилагательные от словосочетаний: Древняя Русь, железная дорога, чёрные глаза.

  1. Работа по учебнику

(Чтение правила (с. 35, 36).)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 379 — коллективное выполнение с комментированием.
  4. Упр. 380 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  5. Упр. 381 — комментированное письмо.
  6. Словарно-орфоэпическая работа

— Прочитайте вслух прилагательные, данные в рамке на с. 37.

— Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они пишутся и произносятся.

— Составьте словосочетания с этими прилагательными.

VII. Подведение итогов урока

— Как надо рассуждать, выбирая дефисное или слитное на­писание сложных прилагательных?

Домашнее задание

Учебник: § 66, упр. 382.

Ход урока 2

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 382 — проверка по цепочке.)

III. Работа по теме урока

  1. Предупредительный диктант

Военно-морской флот, голубоглазый малыш, северо-восточный ветер, древнерусская летопись, горько-солёный вкус, русско-француз­ский словарь, в чёрной-чёрной комнате, двухметровый баскетболист, бледнолицый брат.

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

— Рассмотрите таблицу на с. 45-46. Дополните её своими примерами.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 383 — коллективное выполнение с комментированием.
  3. Упр. 384 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Переводные словари”, “Словари-переводчики”.

  1. Упр. 385 — выразительное чтение текстов, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
  2. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 38. Запишите их в составе словосочетаний в орфоэпический словарик: средство от моли, средствами связи, переводная литература, переводный балл.

Запомните, как произносятся эти слова.

  1. Подведение итогов урока

— Расскажите о дефисном и слитном написании сложных прилагательных.

Домашнее задание

  1. Учебник: повторить § 64-66, упр. 386 (подготовиться к сло­варному диктанту).
  2. Подготовиться к тестовой работе по темам “Правописание суффиксов прилагательных”, “Дефисное и слитное напи­сание сложных прилагательных”.





Для любых предложений по сайту: [email protected]