Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, выразительного чтения, работы с текстом.
Планируемые результаты: знание условий дефисного и слитного написания сложных существительных и прилагательных; владение навыками выразительного чтения, морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Связный рассказ о различении суффиксов прилагательных -к- и -ск-, о написании мягкого знака перед суффиксом -ск- в прилагательных.
- Упр. 378 - подготовленный диктант.
III. Актуализация знаний
Объяснительный диктант
Тунгусский метеорит, январский мороз, рыбацкая лодка, резкий отказ, французский язык, сентябрьский листопад, дерзкий взгляд, одесский юмор, молодецкая удаль, Казанский вокзал.
- Самоопределение к деятельности
— На предыдущем уроке в тексте диктанта встретились слова, которые мы написали через дефис, - это прилагательные длинный-длинный (речь шла о носе Буратино) и день-деньской.
— А как, по-вашему, пишутся прилагательные быстрый-быстрый, долгий-долгий, тихий-тихий и т. п.? А древнерусский? А чернобровый?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных.)
- Работа по теме урока
- Вывод правила
Прилагательные с повторяющимися основами пишутся через дефис.
— Вспомним, что дефис (короткая чёрточка между частями слова) — это орфографический знак, а тире (длинная чёрточка между словами в предложении) — знак синтаксический, пунктуационный.
— Как мы назовём цвет российского флага? (Бело-сине-красный.)
— А как уточнить оттенок, например, красного цвета, если он тёмный? (Тёмно-красный.)
— Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится? (Кисло-сладкий.)
— Как вы напишете прилагательные тёмно-красный, кисло-сладкий? (Через дефис.)
— Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и вкуса, пишутся через дефис.
— Как вы напишете промежуточные стороны света: юго-запад, северо-восток и т. д.? (Через дефис.)
— Как вы напишете географические названия — сложные существительные: Орехово-Зуево, Тянь-Шань! (Через дефис.)
— А как вы напишете прилагательные, образованные от этих существительных? (Тоже через дефис.)
Прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис, также пишутся через дефис.
— Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей. Приведите примеры. (Через дефис: англо-русский, русско-английский.)
Такие прилагательные состоят из двух равноправных частей, обозначающих однородные признаки, между ними можно поставить союз и: английский и русский словарь, шахматный и шашечный турнир.
Через дефис пишутся также некоторые прилагательные, обозначающие неоднородные признаки: военно-воздушный (военный воздушный флот), научно-популярный (научный популярный журнал). Первое прилагательное прикрепляется к сочетанию второго прилагательного с существительным: воздушный флот, популярный журнал.
— Какие же сложные прилагательные пишутся слитно?
Слитно пишутся слова, образованные от словосочетания прилагательного с существительным: широкоформатный - широкий формат.
— Образуйте сложные прилагательные от словосочетаний: Древняя Русь, железная дорога, чёрные глаза.
- Работа по учебнику
(Чтение правила (с. 35, 36).)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 379 — коллективное выполнение с комментированием.
- Упр. 380 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Упр. 381 — комментированное письмо.
- Словарно-орфоэпическая работа
— Прочитайте вслух прилагательные, данные в рамке на с. 37.
— Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они пишутся и произносятся.
— Составьте словосочетания с этими прилагательными.
VII. Подведение итогов урока
— Как надо рассуждать, выбирая дефисное или слитное написание сложных прилагательных?
Домашнее задание
Учебник: § 66, упр. 382.
Ход урока 2
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 382 — проверка по цепочке.)
III. Работа по теме урока
- Предупредительный диктант
Военно-морской флот, голубоглазый малыш, северо-восточный ветер, древнерусская летопись, горько-солёный вкус, русско-французский словарь, в чёрной-чёрной комнате, двухметровый баскетболист, бледнолицый брат.
- Выполнение задания в рабочей тетради
— Рассмотрите таблицу на с. 45-46. Дополните её своими примерами.
- Работа по учебнику
- Упр. 383 — коллективное выполнение с комментированием.
- Упр. 384 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Переводные словари”, “Словари-переводчики”.
- Упр. 385 — выразительное чтение текстов, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
- Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 38. Запишите их в составе словосочетаний в орфоэпический словарик: средство от моли, средствами связи, переводная литература, переводный балл.
Запомните, как произносятся эти слова.
- Подведение итогов урока
— Расскажите о дефисном и слитном написании сложных прилагательных.
Домашнее задание
- Учебник: повторить § 64-66, упр. 386 (подготовиться к словарному диктанту).
- Подготовиться к тестовой работе по темам “Правописание суффиксов прилагательных”, “Дефисное и слитное написание сложных прилагательных”.