Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Орфограммы в окончаниях слов - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе
Цели: закреплять навыки правописания слов с орфограммами в окончаниях; повторить типы речи; подготовить к домашнему сочинению.
Планируемые результаты: умения обнаруживать и объяснять орфограммы в окончаниях слов, объяснять языковые явления; владение элементами анализа текста; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 33 - выразительное чтение текста, обсуждение, морфологический и синтаксический разбор на доске.) Комментарии
Варианты заглавия текста: “Прелесть поздней осени”, “В осеннем лесу”.
Основная мысль текста выражена в словах: “Есть прелесть и в самой поздней осени...”
В переносном значении употреблены слова в безнадёжном дожде, в острых запахах, на ссохшихся беретиках.
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Со всеми удобствами, спортивная ходьба, друг детства, молодые дубки, замёрзший пруд, ледяной душ, длина отрезка, лёгкая походка, меткая стрельба, мягкая травка, древко флажка.
Грамматическое задание: подчеркнуть орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках записать проверочные слова.
- Самоопределение к деятельности
- Прочитайте словосочетания.
Купается в озере, в русской печке, помнят о дочери, напишешь в сочинении, поздней осени.
— Чем похожи все слова? (Во всех словах есть орфограмма в окончании.)
— Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окончания слова?
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить правила правописания окончаний слов разных частей речи.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений (с. 22).)
- Практическое задание
- Определите части речи по окончаниям.
1) -его, -ый, -ому (прилагательные);
2) -ет, -ишь, -ют (глаголы);
3) -ами, -е, -у (существительные).
- Объяснительный диктант
В задании по математике, зачерпывает ковшом, к синему морю, гонится за зайцем, покрывается инеем, хорошего настроения, побываешь и Софии, отливает глянцем, в зимнем уборе, танцуешь на палубе, на этикетке шампуня, вертится на языке, открывает ключом.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 34 — самостоятельное выполнение.
- Упр. 35 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо, морфологический разбор (устно).
Комментарии
Варианты заглавия текста: “От корней до плодов”, “Как живёт дерево”.
В первом предложении слово корни — подлежащее, в четвергом — дополнение; слово сучья — дополнение. Вариант простого плана текста:
Зачем дереву корни?
Для чего служит дереву ствол?
Какое значение в жизни дерева имеют сучья и ветви?
- Упр. 36 — коллективное выполнение с комментированием.
Упр. 37 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания.
Упр. 38 — подготовка к домашнему сочинению: обсуждение темы, выбор типа текста, формы сочинения, составление плана консультации учителя.
— Какие встречи изображены на рисунках? О какой встрече вы хотели бы написать?
План сочинения должен состоять из трёх основных частей: I) вступление (введение); 2) основная часть; 3) заключение.
Во вступлении надо кратко написать, почему выбрана эта тема, чем она интересна. Если выбрана форма письма, необходимо начать с обращения к адресату, сказать о теме письма. Сочинение-сказку можно начать с традиционного сказочного зачина.
Основная часть небольшого сочинения состоит из двух-трёх подпунктов (микротем), каждый из которых выражает законченную мысль.
В заключительной части следует сделать вывод, подвести итог написанному, высказать своё отношение к тому, о чём написали.
VII. Подведение итогов урока
— Как можно проверить написание окончаний в существительных, прилагательных, глаголах?
— Какие типы речи вы знаете?
— Из каких частей должно состоять сочинение?
Домашнее задание
Написать сочинение (по заданию упр. 38).
Подготовиться к тестовой работе по теме “Части речи”.