Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Части речи. Морфологический разбор слова - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе
Цели: повторить изученное о частях речи; закреплять умения определять части речи, различать однокоренные слова и формы слова; развивать навыки морфемного и морфологического разбора.
Планируемые результаты: знание порядка морфологического разбора слов; умения различать части речи по их морфологическим признакам, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 9 из рабочей тетради — взаимопроверка.)
- Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
Терпение, потерпеть, терпеливый, нетерпеливо.
Рассвет, светлый, высветить, светло.
— Что объединяет данные группы слов? (Общие корни.) Подберите однокоренные слова к данным словам. (Терпимо, терпимость, невтерпёж; отсвет, светило, рассветать, посветить, просвет, просвещение, светильник, освещение, светлячок, светофор, свечение, свеча и т. д.)
— Являются ли однокоренными с первой группой слов слова терпуг, терпкий! Обоснуйте своё мнение. При необходимости обратитесь к толковому словарю. (Нет, потому что у данных слов другое значение: терпуг — морская панцирная рыба; терпкий — имеющий вяжущий вкус.)
— Являются ли однокоренными со второй группой слов слова священный, посвятить! Обоснуйте своё мнение.
(Примерный ответ. Нет, потому что у данных слов другое значение. Священный — обладающий святостью; глубоко чтимый; нерушимый в силу своей важности. Посвятить — осведомить о чём-то тайном; предназначить для какой-либо деятельности; предназначить кому-либо своё произведение, деятельность как дань своего уважения, почитания.)
— Являются ли однокоренными с глаголом посвятить слова посвящу, посвятишь, посвятят! (Нет, это формы одного и того же слова.)
- Самоопределение к деятельности
Посмотрите на группы слов ещё раз. Чем отличаются слова каждой группы? (Они принадлежат к разным частям речи.)
Назовите части речи.
— Как вы определяете, к какой части речи принадлежит то или иное слово?
— Почему нужно уметь определять, какой частью речи является то или иное слово?
— Какая наука занимается изучением частей речи? (Морфология.)
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфологии, потренироваться в определении частей речи, в морфологическом разборе слов, в правописании слов разных частей речи.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 19).)
- Морфологический разбор слов
— Верно ли, что начальной формой слов просветом, светлой и светит является слово свет? (Нет. Существительное свет — однокоренное с данными словами. У существительного просветом начальная форма просвет, у прилагательного светлой начальная форма светлый, у глагола светит начальная форма светить.)
— Рассмотрите порядок морфологического разбора существительного, прилагательного и глагола на с. 19, 20 и разберите слова просветом, светлой и светит.
- Составление таблицы “Части речи”
(Учитель составляет таблицу на доске, учащиеся - в тетрадях.)
VII. Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 32 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, морфологический разбор на доске и в тетрадях.
Упр. 31 — выразительное чтение текста, обсуждение, работа с толковым словарём учебника (мшара), самостоятельное выполнение письменных заданий с последующей проверкой.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Как догорает день”, “Волшебная ночь в лесу”.
Тип речи — описание, стиль текста — художественный.
- Лингвистическая игра
— Найдите в каждом ряду лишнее слово или выражение (на слух). Объясните свой выбор.
1) Поседела от старости, седая борода, посидел с удочкой, серебряная седина. (Посидел с удочкой — слова с омофоничными (одинаково звучащими корнями.)
2) Снегопад, снежинка, подснежник, снегоуборочный. (Снегоуборочный — единственное прилагательное среди существительных.)
3) Синева, синеть, синька, просинь. (Синеть — единственный глагол
среди существительных.)
(Могут быть предложены и другие варианты ответов, главное, чтобы они были обоснованными. Так, во втором ряду лишним можно считать существительное подснежник — единственное слово с приставкой, в третьем ряду на том же основании лишним оказывается существительное просинь.)
VIII. Подведение итогов урока
— Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.)
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 6, упр. 33.