Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Соединительные о и е в сложных словах - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закреплять понятие о сложных словах и способах их соединения; познакомить с условиями выбора соединительных о и е; развивать навыки морфемного разбора слов.
Планируемые результаты: знание способов образования сложных слов, условий выбора соединительных гласных в сложных словах; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Задание 45 из рабочей тетради — чтение предложений, объяснение орфограмм.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Самосвал, пылесос, атомоход, кораблекрушение.
— Чем похожи все слова? (Это сложные слова, состоящие из двух корней.)
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с соединительной о и слова с соединительной е.)
— От чего зависит выбор соединительных гласных в сложных словах? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать сложные слова, познакомиться с условиями выбора соединительных гласных в сложных словах.)
- Работа по теме урока
- 1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение правила и теоретического материала (с. 119).)
- Объяснительный диктант
Лесостепь, земноводные, броненосец, чернобурка, овцебык, динозавр, чашелистик, цветоложе, млекопитающие, буревестник, меченосец, утконос, иглокожие, водоплавающие, мухоловка, водомерка, дикобраз, лебедь-шипун, сокол-балобан.
(Можно дать дополнительные задания: объяснить значение биологических терминов, названий животных, птиц, рыб, насекомых, узнать о происхождении слов из этимологического словари
Например, слово динозавр создано в 1841 г. английским учёным Р. Оуэном на базе двух греческих слов: deinos (страшный, ужасный) и sauros (ящерица).)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 215 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
- Упр. 216 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 39 — самостоятельное выполнение.)
- Занимательная лингвистика
— Объясните значение словосочетаний-фразеологизмов, пользуясь толковым словарём и словарём фразеологизмов. Образуйте из них сложные слова.
Злой язык (злоязычный), втирать очки (очковтирательство), вертеть хвостом (вертихвостка), скалить зубы (зубоскалить, зубоскал).
(Следует обратить внимание учащихся на то, что слово вертихвостка образовано без помощи соединительных гласных. Первая его часть — глагол в повелительном наклонении.)
- Подведение итогов урока
— От чего зависит выбор соединительных гласных о и e.
Домашнее задание
Учебник: § 41, упр. 217, изучить § 42.