Соединительные о и е в сложных словах - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Соединительные о и е в сложных словах - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закреплять понятие о сложных словах и способах их соединения; познакомить с условиями выбора соединительных о и е; развивать навыки морфемного разбора слов.

Планируемые результаты: знание способов образования сложных слов, условий выбора соединительных гласных в слож­ных словах; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Задание 45 из рабочей тетради — чтение предложений, объ­яснение орфограмм.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Самосвал, пылесос, атомоход, кораблекрушение.

— Чем похожи все слова? (Это сложные слова, состоящие из двух корней.)

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с соеди­нительной о и слова с соединительной е.)

— От чего зависит выбор соединительных гласных в сложных словах? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать сложные слова, познакомиться с условиями выбора соединительных гласных в сложных сло­вах.)

  1. Работа по теме урока
  2. 1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение правила и теоретического материала (с. 119).)

  1. Объяснительный диктант

Лесостепь, земноводные, броненосец, чернобурка, овцебык, динозавр, чашелистик, цветоложе, млекопитающие, буревестник, меченосец, утконос, иглокожие, водоплавающие, мухоловка, водомерка, дикобраз, лебедь-шипун, сокол-балобан.

(Можно дать дополнительные задания: объяснить значение биологических терминов, названий животных, птиц, рыб, насекомых, узнать о происхождении слов из этимологического словари

Например, слово динозавр создано в 1841 г. английским учёным Р. Оуэном на базе двух греческих слов: deinos (страшный, ужасный) и sauros (ящерица).)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 215 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
  4. Упр. 216 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.
  5. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 39 — самостоятельное выполнение.)

  1. Занимательная лингвистика

— Объясните значение словосочетаний-фразеологизмов, пользуясь толковым словарём и словарём фразеологизмов. Образуйте из них сложные слова.

Злой язык (злоязычный), втирать очки (очковтирательство), вертеть хвостом (вертихвостка), скалить зубы (зубоскалить, зубоскал).

(Следует обратить внимание учащихся на то, что слово верти­хвостка образовано без помощи соединительных гласных. Первая его часть — глагол в повелительном наклонении.)

  1. Подведение итогов урока

— От чего зависит выбор соединительных гласных о и e.

Домашнее задание

Учебник: § 41, упр. 217, изучить § 42.






Для любых предложений по сайту: [email protected]