Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Гласные в приставках пре- и при- - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с условиями выбора букв е и и в приставках пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность.
Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 200 — проверка по цепочке.)
- Актуализация знаний
Объяснительный диктант
Утренняя заря, лёгкое прикосновение, растения разрослись, откидной воротничок, собираться в поездку, разыграть партию в шахматы, загорать под тентом, касается темы искусства, приложить старания, длинная коса, имя прилагательное, выращивать рассаду, отблеск зарницы, замереть от восторга, сверхискусная работа, предыдущая страница.
- Самоопределение к деятельности
— Назовите приставку в словах прикосновение, приложить, прилагательное. Прочитайте слова. Преграда, предобрый, прехорошенький. Назовите приставку в этих словах.
— Сравните, как произносится приставка в словах прикосновение, приложить, прилагательное и в словах преграда, предобрый, прехорошенький. Что вы можете сказать? (Они произносятся одинаково.)
— Какой вывод вы можете сделать? (При написании слов с приставками пре- и при- в безударном положении можно допустить ошибку.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать слова с приставками пре-и при-, узнать, от чего зависит выбор гласных в этих приставках.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение правила (с. 111, 112).
Упр. 201, 202 - чтение стихотворений, объяснение орфограмм.
VII. Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 203 — комментированное письмо.
Комментарии
В упражнении нет примеров на значение приставки пре-, близкое к приставке пере-: превзойти, превозмогать, прекращать.
- Упр. 204 — обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Комментарии
Глаголы движения, показывающие, что человек движется с трудом: приползти, приковылять, притащиться. Приставочным способом образован глагол притащиться, приставочно-суффиксальным — прилагательные придорожный, приморский.
- Упр. 206 — обсуждение вопросов, морфологический разбор слова лечь на доске и в тетрадях.
- Словарно-орфоэпическая работа
— Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 112.
— Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударения.
— Составьте словосочетания с этими словами.
— Запишите в орфографический словарик глаголы, дани в рамках на с. 113, 114, подчеркните орфограммы.
— Составьте предложения с этими словами.
VIII. Подведение итогов урока
— От каких условий зависит выбор букв е и и в приставках пре- и при-?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 40 (с. 111, 112), упр. 205, 207.
Ход урока 2
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Комментарии
Антоним к глаголу придвинуть — отодвинуть. Обратим внимание на полногласный вариант приставки ото-.
Дополнительный вопрос
— По какому принципу глаголы, данные в упражнении, разделены на две группы? (Приставка в глаголах первой группы имеет общее значение близости, в глаголах второй группы — значение неполноты действия.)
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
- Упр. 208 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов, определение значения приставок пре- и при- в словах.
Комментарии
Название стихотворения А. Барто (“Копейкин”) подчёркивает черту героя — мелочную расчётливость.
Значение приставок глаголов: пришёл, придумал — доведение действия до конца; существительного приставки — присоединение. Значение приставки существительного прибавки определить безсловаря трудно.
- Чтение теоретического материала (с. 115, 116).
- Слово учителя
Действительно, далеко не во всех случаях значение приставки при- или пре- прозрачно. Трудность вызывают случаи со скрытым смыслом. Например, в слове присутствие значение приставки ясно.
Попробуйте прояснить его. (Обсуждение.)
Для прояснения мы можем воспользоваться антонимом: отдаление (в слове присутствие приставка означает приближение, но антоним — удаление).
Бывает и так: приставка прирастает к корню и становится его частью, тогда состав слова упрощается. К таким относятся, например, существительные привет, приятель, прилагательные прилежный, прелестный и др. Иногда известен древний состав слова и определить значение приставок (или бывших приставок) с помощью этимологического словаря, а порой это значение остаётся неразгаданным.
(Иногда с приставками пре- и при- бывают омофоничными (звуковыми). В этом случае особенно важно вникнуть в смысл: приходящая няня — преходящие ценности, приступить к работе — преступить закон, прибывать на станцию — пребывать в чувствах, придел храма — предел возможностей, придать новую форму — предать забвению, притворить окно — претворить планы в жизнь, призреть стариков — презреть опасность.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 209, 210 - обсуждение вопросов, комментированное письмо.)
- Распределительный диктант
— Запишите слова в два столбика: с приставкой пре-, с приставкой при-.
Препинание, приникнуть, преискусный, припарковаться, притворяться, приволье, превышение, прицелиться, непременно, приворожить, преемственность, приголубить, примерный, присовокупить, неприятельский, придорожный, привнести, пресмыкающееся.
- Словарная работа
— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 115—118, подчеркните орфограммы.
— Составьте словосочетания со словами великолепный, теле грамма, состязание, подражать, поражение.
- Подведение итогов урока
- Расскажите о чередовании гласных в приставках пре- и при
Домашнее задание
- Учебник: § 40 (с. 115, 116), упр. 214 (подготовиться к диктанту).
- Рабочая тетрадь: задание 44. Учебник: § 40.
Рабочая тетрадь: задания 45, 46.