Буквы а и о в корне–кас- — -кос- - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Буквы а и о в корне–кас- — -кос- - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне –кас- — -кос-; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание условий выбора букв а и о в корне –кас- — -кос-; умения распознавать слова с чередующимися корнями –кас- — -кос- и применять правило их написание
владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ сочинения

III. Проверка домашнего задания

(Задание 38 из рабочей тетради — чтение и обсуждение опи­саний.)

  1. Актуализация знаний
  2. Беседа

Расскажите о правописании корня –лаг- — -лож-.

Расскажите о правописании корня –раст- — -ращ- — -рос-.

Что общего в правописании корней -лаг- — -лож- и –раст- — -ращ- — -рос-? (Написание гласных в корне зави­сит от последующих букв.)

Проверяются ли ударением слова с корнями –лаг- — -лож- и –раст- — -ращ- — -рос-? (Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне нельзя.)

  1. Объяснительный диктант

Зарасти, вырастать, прилагательное, выложить, растение, положе­ние, полагаться, росток, положить, уложить, предполагать, водоросли, выращивание, слагаемое, предположение, подросли, изложение.

  1. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова

Касание, прикоснуться, прикасаться, прикосновение.

— Что вы заметили? (В этих словах происходит чередование гласных в корне.)

Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (От­петы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать слова с корнем –кас- — -кос-, познакомиться с правилом написания этих слов.).

  1. VI. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение правила и образца рассуждений.

2 Упр. 184 — коллективное выполнение с комментированием.

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

(Упр. 185 - самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 7 — самостоятельное выполнение.)

  1. Лингвистическая задача

- В каких словах гласные корня проверяются ударением? По­чему? Сколько значений корня с пропущенными гласными вы насчитали?

1) К..сить траву лучше рано утром. 2) Едва к..чнулся в разговоре ще­котливой темы. 3) У москвички две к..сички. 4) Не прик..сайтесь к про­водам! 5) Дом стоял на речной к..се.

Комментарии

Гласные корня проверяются ударением в предложениях 1, 3, 5. Мы имеем дело с омонимичными корнями. Во всех предложениях значение корня с пропущенными гласными разное.

VIII. Подведение итогов урока

— Проверяются ли ударением слова с корнем –кас- — -кос-?

— Что общего в правилах правописания корней –лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-, -кас- — -кос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв.)

— Почему при написании необходимо учитывать значение корня?

Домашнее задание

Учебник: § 36, упр. 186.

Рабочая тетрадь: задание 8.






Для любых предложений по сайту: [email protected]