Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Указательные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об указательных местоимениях, их склонении; развивать навыки работы с текстом; учить предупреждать речевые ошибки.
Планируемые результаты: знание морфологических особенностей указательных местоимений; умения склонять указательные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Анализ сочинений
III. Самоопределение к деятельности
(Беседа по § 84 (реализация домашнего задания).)
— Какой разряд местоимений вы начали изучать дома?
— Какие слова относятся к указательным местоимениям? (Тот, этот, такой, таков, столько.)
— Для чего служат указательные местоимения? (Для выделения среди других какого-либо предмета, признака, количества.)
— Каковы грамматические признаки указательных местоимений? (Указательные местоимения тот, этот, такой имеют формы единственного и множественного числа, формы рода, изменяются по падежам. Местоимение таков изменяется по родам и числам. Местоимение столько изменяется по падежам по типу вопросительного местоимения сколько.)
(Чтение предложений с указательными местоимениями.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить знания об особенностях указательных местоимений.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Чтение текста об И.И. Шишкине, обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 88).)
- Практическое задание
(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
Ю. Энтин
— Объясните орфограммы и знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения и определите их разряд.
Комментарии
В данном примере слово чем является союзом: нельзя поставить к нему вопрос и заменить его именной частью речи.
Ничего — отрицательное местоимение, дополнение; тем — указательное местоимение, дополнение; кто — относительное местоимение, подлежащее; нам — личное местоимение, дополнение.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 482 - выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
- Упр. 483 — устное выполнение.
- Упр. 485 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях, составление ответа на вопрос в виде рассуждения.
- Подведение итогов урока
— Расскажите о морфологических особенностях указательных местоимений.
— Почему указательные местоимения так называются?
— От чего зависит выбор варианта предлога о или об?
Домашнее задание
Учебник: § 84, упр. 484.