Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Паронимы - ЛЕКСИКА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Проверка домашнего задания.
1.1. Выяснение значений слов синонимы, антонимы, омонимы. Класс приводит примеры.
1.2. Обобщение материала в таблице.
Группы слов по значению |
Синонимы (братья) |
Антонимы (враги) |
Омонимы (близнецы) |
Суть явления |
Похожие лексические значения |
Противоположные значения |
Разные значения при одинаковом написании |
Примеры |
бежать — мчаться |
быстро — медленно |
кисть (для акварели) — кисть (руки) |
1.3. Выступления о словарях синонимов, антонимов, омонимов.
II. Изучение нового материала.
2.1. Наблюдение за языковым материалом.
— Чем похожи и чем отличаются слова левого и правого столбиков? Объясните их значение. При необходимости обратитесь к толковому словарю.
невежа невежда
одевать надевать
великий величественный
2.2. Обращение к теоретическому материалу § 9 на с. 69.
2.3. Презентация словаря паронимов учителем или заранее подготовленным учеником.
2.4. Групповые задания.
1. Найдите в словарике орфографических и орфоэпических трудностей в конце учебника паронимы и выпишите их парами. Уточните значения выписанных слов по словарю паронимов или толковому словарю.
Предполагаемый результат: абонемент — абонент (с. 231), искусный — искусственный (с. 233).
2. Найдите паронимы в толковом словарике в конце учебника и выпишите их парами.
Предполагаемый результат: абонемент — абонент (с. 237), вперемежку — вперемешку (с. 237), искусный — искусственный (с. 238), удачливый — удачный (с. 242).
III. Закрепление.
3.1. Упр. 57, 58, 60.
3.2. Предупреждение речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов. Упр. 63.
IV. Подведение итогов урока и рефлексия.
V. Дифференцированное домашнее задание. § 9.
1 вариант — упр. 61.
2 вариант — упр. 59 (письменно).
3 вариант — упр. 62.