Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повторение изученного в 5 классе - Урок 2 - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Результаты обучения. Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; предметные: знание содержания понятий степени сравнения имён прилагательных, разряды имён прилагательных, способов образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных, разных способов выражения сравнения, деления прилагательных на три разряда, порядка морфологического разбора прилагательного, употребления ь в притяжательных прилагательных, условий выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными, букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных, одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, условий различения на письме суффиксов -к- и -ск-, употребления дефиса в сложных прилагательных, структуры текста типа описания, структуры публичного выступления, его целей и особенностей; умения образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять прилагательные в разных формах степеней сравнения в различных стилях речи, соблюдать норму ударения при образовании степеней сравнения, распознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные, доказывать принадлежность прилагательного к определённому разряду, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия выбора правильного написания изученных орфограмм, создавать текст-описание, составлять устное публичное выступление.
Урок 94. Повторение изученного в 5 классе (§ 55)
Цели урока: актуализировать знания учащихся о прилагательном как части речи, о правописании окончаний прилагательных, ь, о и е после шипящих в различных частях речи; совершенствовать орфографические навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Построение рассуждений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Игра “Выбираем рекордсмена” (кто из учащихся быстрее соединит все половинки слов из таблицы).
ком |
затор |
тромб |
очки |
фа |
пас |
пол |
уха |
до |
он |
корт |
соль |
показ |
тина |
Ответ: компас, тромбон, фасоль, полтина, дозатор, корточки, показуха.
— Какие слова в данных группах имеют омонимы? (до — нота и предлог; ухА и Уха; соль — вещество, нота).
— Какие существительные являются несклоняемыми? Определите их род (до, фа, соль — средний). В сочетании со словами какой части речи у этих слов обязательно проявляется их род? Составьте словосочетания, позволяющие различить омонимы (верхнее соль — мелкая соль).
* Какие существительные образованы бессуффиксным способом?
(затор ← затереть; показ ← показать)
II. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.
1. Повторение сведений о прилагательном (с. 4) в форме взаимоопроса.
2. Подготовка сообщений по вариантам: о прилагательном как части речи с примерами (по упр. 318), о правописании падежных окончаний (по упр. 321), о правописании ь, о и е после шипящих с опорой на форзац (орфограммы 18, 20).
3. Упр. 323, 324. Работа под контролем учителя, с помощью учеников, выполняющих роль консультантов, и с использованием сведений 1-го форзаца. Закрепляется навык графического выделения орфограмм. С 4-м предложением из упр. 323 1-й ученик работает у доски: используя словарь, готовит сообщение о словах гуж, дюжий; 2-й ученик делает пунктуационный разбор 5-го предложения.
III. Подведение итогов урока. Какое значение для правописания имеет умение правильно определять часть речи?
IV. Домашнее задание. Упр. 325, составить 7 словосочетаний для орфографической разминки.