Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с правилом правописания букв ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) (орфограмма 33); научить распознавать и писать слова с данной орфограммой, графически обозначать условия написания.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

1. Подтвердите или опровергните утверждение.

В данном ряду представлены четыре способа образования существительных (слова вынесены на доску и записываются): стекольщик, подмастерье, дежурный, завуч, соредактор.

Ответ: представлены пять способов словообразования.

2. Что объединяет все слова, находящиеся в ряду (слова вынесены на доску и записываются)?

Библиотекарь, скрипач, лифтёр, машинист, обходчик, проводник, строитель, продавец.

Ответ: все слова образованы суффиксальным способом и обозначают лиц по виду деятельности, профессии. Этим значением наделяют их суффиксы.

— Сделайте вывод о способах образования слов со значением лица по роду занятий, используйте также материал домашнего задания (стряпуха).

II. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.

1. Учитель сообщает, что среди суффиксов, образующих слова со значением лица по роду занятий, есть тот, который вызывает трудности в правописании, — это суффикс -чик (-щик). Учащиеся формулируют цель урока.

2. Работа с материалами для наблюдения на с. 153 учебника, дополнение их словами из лингвистической разминки (стекольщик, обходчик); чтение правила и образца для рассуждения, проговаривание в парах с двумя-тремя примерами.

Учителю следует иметь в виду, что вторая часть орфограммы 33 (употребление ь перед шипящими после л) иллюстрируется примерами с разными суффиксами. Это можно использовать для повторения омонимии суффиксов.

Уменьшительно-ласкательный суффикс -чик встретится при изучении следующей темы.

3. Составление таблицы-вывода.

-чик

-щик

После д, т, з, с, ж

После остальных согласных

4. Выполнение упр. 292, 293. Слова дополняют составленную таблицу.

5. Орфоэпическая и лексическая работа со словом копИровать. Подбор рифм, сочинение мини-стихотворений, анализ словарной статьи (с. 176). Учитель обращает внимание на находящееся на той же странице словаря слово ксерить, делая поправку в помете: это слово просторечное, а следовательно, нужно избегать его употребления, заменяя либо глаголом копировать, либо словосочетаниями снимать копию, делать ксерокопию.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением материала. Учащиеся под контролем учителя выполняют упр. 294.

IV. Подведение итогов урока.

— Какую роль в выборе написания согласных в суффиксах играет умение делать словообразовательный разбор?

V. Домашнее задание. Упр. 295.






Для любых предложений по сайту: [email protected]