Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Не с существительными (окончание) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить знание правила правописания не с существительными (орфограмма 32); развить навык выбора слитного или раздельного написания не с существительными и графического выделения орфограммы.
Личностные УУД. Смыслообразование. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Познавательные УУД. Создание алгоритмов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников. Оценка работы товарищей.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Третий лишний”. Найти лишнее слово и указать принцип выделения.
1) Невидимка, незабудка, недоучка (не входит в корень); 2) тетрадь, погода, воля (не имеет антонима с не-); 3) невольница, неудача, недовес (приставка недо-); 4)* ненавистник, недочёт, неурядица (производное, образовано суффиксальным способом).
*Это интересно: слова недочёт и неурядица не только непроизводные, но и одиночные: от них не образуются другие слова.
II. Проверка домашнего задания.
1. Перекрёстный опрос по материалам § 51.
2. Обоснование подготовленных дома алгоритмов, оценка алгоритмов классом, проверка с помощью примеров, выбор лучшего варианта.
III. Тренировочные упражнения по теме урока.
1. Упр. 287, 289 выполняются всем классом. Учащиеся выразительно читают стихотворение, выбирается лучший чтец. У доски ученик составляет схему 1-го предложения из упр. 289. При проверке учитель обращает внимание класса на синтаксическую роль существительных в этом сложном предложении.
2. Упр. 288, 291 учащиеся выполняют по вариантам. После выполнения работы проводят взаимопроверку, обменявшись тетрадями.
IV. Контроль за усвоением темы. Осложнённое списывание.
1) Самой дорогой для человека св_тыней являет_ся честь слава м_гущество и (не)зависимость Родины. (В. Сухомлинский) 2) Добро по указу — (не)добро. (И. Тургенев) 3) (Не)скромность звучала в словах с_беседника а настоящая дерз_сть. (А. Пушкин) 4) Служба показалась мне тяжким (не)счастьем. (А. Пушкин) 5) Потом всё лето в частых стыч_ках с (не)приятелем русские всегда брали верх. (Ф. Вигель) 6) Погода была отвратительная, (не)погода а нак_зание господне. (А. Чехов) 7) Казнить за (не)вежество лень и (не)знание родного языка! (Л. Гераскина) 8) (Не)велич ка птич_ка, да к_готок остёр. (Не)воля пьёт м_док а воля — в_дицу. (Пословицы)
V. Подведение итогов урока. Самооценка усвоения материала.
VI. Домашнее задание. Упр. 290, записать в словарик слово насмехаться.