Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках - Повторение изученного в 5 классе
Цели урока: повторить основные морфемные понятия, порядок морфемного разбора слова; совершенствовать чтение эпического текста и проведение его содержательного анализа; закрепить и систематизировать правила правописания приставок (орфограммы 7, 10, 11).
Личностные УУД. Понимание причин успешности (неуспешности). Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Познавательная инициатива. Поиск информации в учебной литературе. Синтез знаний. Построение аналогий. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог. Умение работать в группе. Формулирование собственного мнения.
Ход урока
- Лингвистическая разминка.
— Сколько слов написано в данном ряду? Какое из слов не является существительным?
Хлопок, пропасть, атлас, замок, мука.
- Орфографический тренинг (по итогам домашнего задания).
Представитель группы, получившей задание составить инструкцию по орфограммам 8, 20, 22, защищает свою работу. Класс записывает предложения, используя составленный алгоритм, и делает вывод о работе товарищей.
1) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. 2) Хоть горшком назови, только в печь не сажай. 3) Любишь кататься — люби и саночки возить. 4) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
III. Повторение основных сведений по морфемике.
- Беседа по вопросам учебника (с. 16). К данным вопросам следует добавить вопросы обобщающего характера и мотивационные вопросы:
— Как называется наука, которая изучает морфемы? (Морфемика.)
— Зачем, по вашему мнению, нужно видеть, из каких морфем состоит слово? Помогает ли такой подход в правописании?
Отвечая на последний вопрос, учащиеся приводят слова, которые даны в образце письменного морфемного разбора (с. 16), определяя, как умение проводить такой разбор помогает правильно написать слова.
- Морфемный разбор слов (устный и письменный).
Для работы используется материал на с. 16. Ответы учеников класс анализирует с точки зрения полноты и связности как устное сочинение на лингвистическую тему.
Значимость корня в данном разборе подтверждается подбором однокоренных слов, поэтому учитель предлагает учащимся подобрать другие слова с имеющимися в данных случаях морфемами, что поможет определить их значение.
Самостоятельное выполнение морфемного разбора трёх слов, разных по составу, из записанных на уроке предложений. Взаимопроверка выполнения.
- У доски ученик выписывает из этих предложений прилагательные и существительные с нулевым окончанием (хорош, пригож, гож, печь, ветер, могуч, туч). Класс комментирует и оценивает выполненную работу, отвечает на вопрос: в каких словах нулевое окончание усложняет написание? (В словах с основой на шипящий.)
- Повторение правописания приставок.
- Самостоятельный поиск на форзаце орфограмм в приставках, формулировка правил, запись собственных примеров и слов из упр. 24.
- Упражнение на сообразительность.
— На прошлом уроке мы встретили слово газопровод. Найдите в нём приставку. Зачем нужно её находить?
- Объяснительный диктант (проверяется по цепочке).
Безмятежный отдых, облегчить труд, отразил нападение, сделать ошибку, предсказать поражение, позапрошлый год, переподготовить сотрудников, подслеповатый пёс, сбегать за покупками, громоздкое здание.
Особое внимание учитель обращает на слова, в которых больше одной приставки (позапрошлый, переподготовить), предлагает найти морфемы, знакомые по сделанному ранее анализу, определить их значение (сотрудник, подслеповатый), сравнить правописание слов, начинающихся на звук [з] (сделать, сбегать, здание).
- Комплексная работа с текстом (упр. 27).
Учитель читает текст вслух, чтобы ученики смогли оценить прекрасные слова К. Паустовского, понять, какие чувства испытывает писатель, задуматься, с помощью каких средств он эти чувства передаёт своему читателю. Это поможет лучше выполнить задания — определить основную мысль текста, вспомнить слово патриот.
При списывании текста учащиеся снова обращаются к материалам форзаца, определяют, какие орфограммы им встретились в данном тексте, какая орфограмма представлена чаще всего (орфограмма 1) и почему; есть ли орфограммы, которые повторялись при работе в классе (орфограммы 9, 10).
- Подведение итогов урока, планирование следующего урока, формулировка домашнего задания.
Выполнение задания показало, что чаще всего в записанном тексте была представлена орфограмма 1 “Проверяемые безударные гласные в корне слова”. Исходя из этого делается вывод о значимости нахождения корневой морфемы и подбора однокоренных слов для написания гласных в безударной позиции. Следовательно, следующий урок необходимо посвятить правописанию корней слов.
VII. Домашнее задание. 1) Для всего класса: собрать на форзаце орфограммы, связанные с правописанием гласных в корнях слов, и подобрать к ним примеры из упр. 28. 2) По выбору: подготовить рисунки, в которых будут “зашифрованы” слова с орфограммами 13, 14 и 15, или подготовить занимательные вопросы по данным правилам.