Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Фонетика. Орфоэпия - Повторение изученного в 5 классе
Результаты обучения. Личностные: уважительное отношение к русскому языку, осознание его ценности и культурной значимости; мотивация к обучению и познавательной деятельности; способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; метапредметные: умения осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств, работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; овладение устной и письменной речью, построением сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера; осуществление контроля за своей учебной деятельностью; предметные: обогащение словарного запаса; актуализация знаний, полученных при обучении в 5 классе; совершенствование навыков фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического анализа и анализа текста; наблюдение за использованием языковых единиц в художественных текстах.
Урок 4. Фонетика. Орфоэпия (§ 4)
Цели урока: повторить известные учащимся фонетические понятия, порядок проведения фонетического разбора слова; совершенствовать чтение поэтических текстов, произношение трудных слов; закрепить и систематизировать правила употребления ь и ъ (орфограммы 6, 8, 9, 20, 22).
Личностные УУД. Саморазвитие и самоопределение. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самооценка. Познавательные УУД. Выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Построение рассуждения. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая пятиминутка. По краткому толкованию (при помощи проектора характеристики последовательно выводятся на экран) учащиеся записывают слова, ставят в них ударение и готовятся их произнести:
1) часть города, ограниченная несколькими пересекающимися улицами (квартАл); 2) труба для передачи газа на расстояние (газопровОд); 3) скульптурное изображение человека (стАтуя); 4) если ребёнку во всём потворствуют, значит, его ... (балУют); 5) тысяча метров (киломЕтр); 6) деловая, официальная бумага (докумЕнт); 7) стол, стоящий на кухне (кУхонный); 8) наука о звуках речи (фо[нэ]тика).
II. Повторение основных сведений по фонетике и орфоэпии.
1. Формулирование темы урока. Беседа с классом.
— Какое из записанных слов относится к научной лексике? (Фонетика.)
Это понятие вместе с понятием орфоэпия и определит тему нашего урока.
— Как называется наука, разделами которой являются фонетика, орфоэпия? (Наука о языке, языкознание, лингвистика.)
— Знакомы ли вы с фонетикой и орфоэпией? Исходя из этого сформулируйте основную цель урока.
— Вспомните, как можно объяснить значение слова фонетика через значение его корня, пришедшего в русский язык из греческого (phōnē — звук).
— В каких словах вы можете найти этот корень? (Магнитофон, диктофон, микрофон.)
Беседа продолжается по вопросам учебника (§ 4, с. 12). Порядок фонетического разбора слова используется для подготовки развёрнутого сообщения “Звуки нашей речи”. Завершить работу можно, ответив на такие вопросы: как вы думаете, зачем нужно изучать фонетику? Может ли пригодиться знание о звуках речи, например, при создании стихотворений?
2. Работа по группам со стихотворными произведениями.
Класс делится на четыре группы: 1-я группа работает со стихотворением из домашнего задания (упр. 13); 2-я группа выполняет задания из упр. 14; 3-я группа — задания из упр. 16; 4-я группа получает карточки со стихотворением А. Барто “Игра в слова”:
Скажи погромче слово “гром” —
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: “Шесть мышат” —
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: “Кукушка на суку” —
Тебе послышится: “ку-ку”.
А скажешь слово “листопад” —
И листья падают, летят.
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Жёлтый сад
И мокрую траву.
При подготовке выразительного чтения учащимся предлагается сначала ответить на вопросы: какие согласные (они характеризуются по плану фонетического разбора) повторяются в стихотворении вашей группы? Помогает ли поэтам знание фонетики нарисовать картину так, чтобы читатель смог лучше её представить?
Чтение стихотворений можно провести в форме конкурса на звание лучшего чтеца. При оценке чтения следует обратить внимание на правильность произношения (это станет переходом к следующей части урока).
3. Выявление и характеристика основных орфоэпических трудностей.
1) Беседа с классом:
— Какой раздел в науке о языке следит за тем, как мы произносим звуки в словах? (Орфоэпия.)
— Что означает слово орфоэпия? (В пер. с греч. orthos — правильный и epos — речь.)
— В чём состоит задача орфоэпии? (Орфоэпия устанавливает единые правила литературного произношения и следит за их выполнением.)
— Где отражены эти правила? (В орфоэпическом словаре.)
— Слова фонетика и орфоэпия — это термины (т. е. слова, обозначающие научные понятия). Обратите внимание на то, что слова фонетика и термин имеют орфоэпическую трудность — разное произношение согласного перед звуком [э]. С чем связана эта трудность? (В словах иноязычного происхождения перед буквой е, которая в исконно русских словах указывает на мягкость согласного, может произноситься и твёрдый звук.) Это первая орфоэпическая трудность. Вторая — постановка ударения: повторяем слова из лингвистической пятиминутки.
2) При выполнении упр. 18 выявляется третья трудность — произношение сочетания букв чн. Имеющиеся в упражнении примеры учащиеся дополняют собственными.
III. Повторение правила употребления ъ и ь.
1. Определение значения слова орфография. Чем это слово отличается от слова орфоэпия? Какие буквы в русском языке не обозначают звуков и зачем эти буквы нужны?
2. Расшифровка записей на форзаце (орфограммы 6, 8, 9) и ответы на вопросы учебника (с. 15).
3. Упр. 20, 22. Выполняя упр. 20, из которого учитель предлагает выписать только слова с разделительным ъ, учащиеся работают попарно (две пары работают на противоположных “крыльях” доски), обязательно выделяя часть слова, после которой стоит ъ. Класс оценивает работу, выполненную у доски, осуществляет самокоррекцию и делает краткий вывод: ъ употребляем перед буквами е, ё, ю, я только после приставки, а ь — перед теми же буквами, а также перед и в других частях слова, т. е. не после приставки.
При выполнении упр. 22 используется выборочная работа по вариантам: 1-й вариант записывает номера примеров, в которых пишется ь, 2-й вариант — номера примеров, в которых не пишется ь. Пары проводят взаимопроверку.
В данном упражнении представлена только одна из орфограмм, связанных с написанием слов, оканчивающихся на шипящий, поэтому необходимо предусмотреть в работе задания с орфограммами 20 и 22.
В дополнение к выполненному заданию можно вывести на экран (либо подготовить раздаточный материал) такие выражения:
стрич_ волосы; голос певуч_; решиш_ несколько задач_; помоч_ товарищу; калач_ горяч_ ; волнуеш_ся за друга; похож_ на маму; громкий плач_; вырастиш_ плющ_.
IV. Подведение итогов урока и формулировка домашнего задания.
Итогом урока может стать вывод-самооценка: что в 5 классе каждый учащийся усвоил хорошо, что забыл, но в процессе урока вспомнил, а над чем придётся ещё поработать. Исходя из этого формулируется домашнее задание. 1) Для всего класса: упр. 21. 2) Дифференцированно: работа над допущенными орфоэпическими и орфографическими ошибками (ведение “Словаря личных ошибок”; составление словосочетаний; подбор предложений, подготовка карточек и др. — по выбору учащегося). 3) Индивидуальное задание для группы сильных учащихся: подготовить алгоритм по орфограммам 8, 20, 22.