Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Слово и его лексическое значение (окончание) - Лексика. Культура речи
Цели урока: закрепить понятия переносное значение, омонимы, синонимы, антонимы; совершенствовать орфографические навыки; развить умение пользоваться толковым словарём, объяснять значение слова.
Личностные УУД. Готовность к саморазвитию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Построение рассуждений. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Групповая работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Запишите слово, первая часть которого в переводе с греческого языка обозначает “слово, выражение, оборот мысли”, а вторая — “понятие, учение, мысль”.
Ответ: лексикология.
— Какие вы знаете науки, имеющие в названии элемент -логия? (Биология, геология, филология, археология, экология и др.)
— Знаете ли вы, что значат первые элементы в названиях этих наук?
Биос — жизнь; геос — земля; археос — древний; экос — дом, жилище; филос — любовь. Следовательно, биология — это учение о жизни; геология — это учение о Земле; археология — наука о древности; экология — учение об окружающей среде. А как объяснить слово филология? Может быть, наука о любви? Нет, филология в переводе с греческого обозначает “любовь к слову”, и это не одна, а несколько наук, в основе которых лежит изучение письменных текстов.
— А как называются учёные, занимающиеся этими науками? Биолог, геолог, археолог, эколог, филолог. Как видно, и в этих словах есть знакомый нам элемент -лог.
— Назовите специалиста, который исправляет недостатки речи. (Логопед.) Есть ли в составе этого слова знакомый нам элемент? Что обозначает последний слог корня? В каких словах вы встречали такой элемент? (Logos — речь и paideia — воспитание: педагог, педагогика, ортопед.)
— Как вы думаете, слово велосипед тоже будет иметь этот элемент в составе своего корня? Для ответа на вопрос воспользуйтесь толковым словарём на портале “Грамота.ру”.
II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка — толкование слов из домашней работы. У доски два ученика делают разбор по составу слов поссориться, поражать, круглолицый. Класс объясняет лексическое значение слов одним из трёх известных способов (можно выполнить по группам).
III. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.
1. Закрепление понятий многозначность, переносное значение, омонимы происходит в процессе беседы с классом. С этой же целью можно провести небольшой конкурс: вызванные к доске учащиеся (либо весь класс) стараются первыми ответить на вопросы и накапливают баллы (учитель может выдавать специальные жетоны, например, в форме медали или флажка).
— Какое из трёх разобранных слов является многозначным? (Поражать.)
— Какие слова из домашней работы относятся к этой же группе слов? (Все.)
— Где размещено главное значение многозначных слов в словаре? (Под цифрой 1.)
— Как вы думаете, как образовались все последующие значения каждого из слов? (Путём переноса значения, из- за сходства предметов.)
— Являются ли второе и последующие значения данных многозначных слов в современном языке переносными значениями? (Нет.)
— Отсутствие какой пометы помогло вам это определить? (Перен.)
— Прочитайте стихотворение Я. Козловского “Такса” (упр. 98) и ответьте на последний вопрос. (Омонимы.)
2. Работа с толковым словарём учебника по вариантам:
1-й вариант — подобрать слова с переносным значением, 2-й вариант — найти в словаре омонимы. Представитель 1-го варианта выполняет у доски упр. 96.
Можно предложить группе учащихся выполнить данную работу с помощью толковых словарей, имеющихся в кабинете русского языка, использовать в работе личные словарики, а также словари в учебниках для 5 класса.
Для справки: в словаре учебника для 6 класса с пометами перен. даны следующие слова: бремя, горячий, заяц, канитель, капризный, коснуться, мягкий, сладкий, солдат. Омонимы: бумажник1, бумажник2; люлька1, люлька2.
Учитель может дополнить характеристику явления омонимии, используя встретившееся в домашнем задании слово линейка (длинный многоместный открытый экипаж, в котором сидят боком по направлению движения), выведя на доску статью словаря портала “Грамота.ру”.
3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой: упр. 99, 101. Работа сопровождается записями в личные словарики слов в рамках и морфемным разбором слова сэкономил.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Класс работает со словом олицетворение, встретившимся в задании к упр. 96. Характеризуя слова, учащиеся используют статью толкового словаря (с. 178), разбор слова по составу, подбор однокоренных слов и литературных примеров.
2. Упр. 97 учитель предлагает выполнить, не заглядывая ещё раз в словарь. Дополнительно: синтаксический разбор 1-го предложения.
V. Подведение итогов урока.
— Как вы думаете, какие отношения можно назвать внутрисловными, а какие — межсловными? Используйте для ответа понятия, которые встретились на уроке.
VI. Домашнее задание. 1) Упр. 101. 2) По желанию: упр. 192. 3) Индивидуально: составить задание для лексико-семантического диктанта.