Слово и его лексическое значение - Лексика. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Слово и его лексическое значение - Лексика. Культура речи

Результаты обучения. Личностные: осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения; преобразование визуальной информации в текстовую; поиск информации и её преобразование; извлечение необходимой информации из словарей; осознание роли слова в выражении мыслей и чувств; предметные: знание предмета изучения лексикологии, функций слова в языке, основных способов толкования лексического значения слова, содержания понятий: словарный состав, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы, синонимы, антонимы, толковый словарь, профессионализмы, исконные и заимствованные слова, неологизмы, историзмы, архаизмы, приёмов отбора, систематизации и оформления материалов к сочинению; владение основными лексическими понятиями; умения толковать лексическое значение слова разными способами, находить и исправлять ошибки, связанные со смешением профессионализмов и общеупотребительных слов, разграничивать заимствованные и исконно русские слова, находить и исправлять с помощью толкового словаря ошибки в толковании современных слов, разграничивать историзмы и архаизмы, определять роль устаревших слов в художественных текстах, составлять словарные статьи, собирать материалы к сочинению, осуществлять анализ готового материала.

Урок 21. Слово и его лексическое значение (§ 20)

Цели урока: активизировать знания в области лексики; закрепить орфографические навыки; научить выявлять информацию о слове в статье толкового словаря, объяснять значение слова разными способами.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к способам принятия решения. Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия. Поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Коммуникативные УУД. Коллективное обсуждение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Шарада”.

1-й слог — корень слова, имеющего значение “стреловидный лист лука”; 2-й слог — общепринятое графическое сокращение единицы измерения площади земли; 3-й — ударный слог в слове документ (слово не произносится, а выносится на доску для закрепления орфоэпической нормы).

Ответ: пергамент.

— Что вы знаете о получившемся слове? (Слово встречалось учащимся в 5 классе, они должны вспомнить его значение. Остальные характеристики слова будут выявляться в процессе текущего и последующих уроков.)

— Как связано слово пергамент с официально-деловым стилем речи?

II. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.

1. Повторение изученных в 5 классе лексических понятий с использованием материалов учебника на с. 51. Подбор примеров проводится по пяти группам. Зона ответственности определяется жеребьёвкой: учитель предлагает представителю каждой группы вытянуть карточку. В ней написаны ключевые слова, помогающие понять, за что отвечает группа.

1

Однозначные / многозначные слова

Парашют, партер — квартал, земля

2

Переносное значение

Орбита Земли — попал в орбиту внимания; туристский лагерьлагерь демократов

3

Омонимы

Сжать в кулак — из семьи кулаков; здоровый ребёнок — здоровая палка

4

Синонимы

Гигантский, большой, огромный, громадный, исполинский, колоссальный

5

Антонимы

Здоровый — болезненный, хилый; спешить — медлить, мешкать

2. Выполнение упр. 92. Учащиеся делают вывод о необходимости понимать лексическое значение слова для выбора гласной в корне.

3. Работа с материалами на с. 93: чтение диалога, запоминание понятия лексикология. Учитель предлагает учащимся запомнить строение статьи толкового словаря, составив её план: 1) слово с ударением; 2) грамматические признаки слова; 3) лексическое значение; 4) пример употребления.

4. Поскольку в тексте задания представлен образец толкования только существительного, стоит предложить учащимся закрепить в памяти строение словарной статьи при работе с другими частями речи, например со словами копировать и лёгкий, находящимися в словаре на с. 176 (как и слово лауреат). Учитель предлагает учащимся расшифровать грамматические признаки, обозначенные в статьях, а также прокомментировать, как принято указывать многозначность или однозначность слова.

5. Упр. 93 выполняется под руководством учителя. Учащиеся сначала обсуждают, а затем записывают значение слов, восстанавливая полную статью толкового словаря.

Учителю стоит предложить в сильном классе (либо как дополнительное задание для сильных учеников) объяснить, чем различаются слова группы “а” и “б”. При наличии выхода в Интернет используется поисковая строка портала “Грамота.ру”. В результате работы выявляется: в группе “а” представлены однозначные слова, в группе “б” — слова изба, глагол многозначные. Слов липа в словаре два. Повторяется понятие омонимии.

III. Комплексный анализ текста и контроль за усвоением темы.

Упр. 94 сопровождается выразительным чтением текста по ролям, определением темы, стиля речи, работой со словарём (с. 173).

— Можно ли с помощью словаря определить, какое значение слова появилось раньше? Запомните: у многозначного слова первым в словаре приводится главное значение, от которого образовались все другие.

IV. Подведение итогов урока. Учащиеся дополняют характеристику слова пергамент (составление словарной статьи, определение многозначности слова). В работе используется словарная статья с портала “Грамота.ру”, в которой есть объяснение происхождения слова: по названию города Пергама в Малой Азии (Малая Азия — полуостров, расположенный на территории современной Турции).

V. Домашнее задание. Упр. 95; записать новые слова, встретившиеся на уроке, в словарики, запомнить их правописание и значение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]