Текст и стили речи - Текст

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Текст и стили речи - Текст

Цели урока: повторить сведения о стилях речи; научить пользоваться электронными ресурсами для получения научной информации; совершенствовать умение проводить обработку текста.

Личностные УУД. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Структурирование текста. Коммуникативные УУД. Учебное сотрудничество.

Ход урока

I. Орфографическая разминка. Игра. “Спрятанное слово”. Учащиеся записывают вынесенные на доску слова с пропущенными буквами (по материалам 5 класса) и проводят самопроверку: если все буквы вставлены правильно, то они составят слово из рубрики “Пиши правильно”.

Каб_нет; ра_чёт; рю_зак; деревья колыш_тся; ра_читать; спор_смен; без_кусный; ар_матный.

Ответ: искусство.

Учащиеся записывают в словарики слова в рамках на с. 47—48, подбирают к ним однокоренные слова, определяют лексическое значение слов, используя толковый словарь, имеющийся в кабинете. Если в классе есть Интернет, учитель знакомит учащихся с порталом “Грамота.ру” (www.gramota.ru), которым можно воспользоваться для определения значения слов. Учитель подводит учащихся к теме урока, используя словарную статью “Стиль” (учащиеся видят, что слово стиль многозначное, лингвистическое значение слова сопровождается пометой спец., анализируют примеры, данные в статье, сравнивают их с подготовленным дома материалом).

II. Стили речи.

1. Анализ схемы (с. 47) с опорой на материал, подготовленный дома, выделение новой информации, содержащейся в схеме, иллюстрация сведений о стилях речи с использованием упр. 84—86.

2. Составление плана текста “Первопечатник Иван Фёдоров”, подготовка его пересказа.

3. Беседа с учащимися.

— Какими источниками можно воспользоваться, чтобы дополнить информацию, имеющуюся в данном тексте? Как переработать эту информацию? Какие способы были использованы на уроке? Что поможет вам запомнить сведения из учебника истории, из энциклопедии? Каковы особенности работы с информацией, полученной из Интернета, по сравнению с работой с информацией на основе других источников?

Учитель может предложить учащимся представленный ниже материал, размещённый на портале “Кредо.ру” (www.portal-credo.ru)1.

Иван Фёдоров был человеком необычайных дарований.

Он владел несколькими языками: греческим, латинским, польским, прекрасно разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики, был вдумчивым редактором, искусным наборщиком и оружейником, занимался педагогикой, философией, историей.

Далеко не все обстоятельства жизни Ивана Фёдорова изучены, потому что сохранилось очень мало документов о нём. Источниками сведений стали в основном предисловия к выпущенным им изданиям.

Чем занимался Иван Фёдоров до 1564 г., где он учился? Сохранилась книга Краковского университета, в которой записывали имена лиц, удостоенных учёных степеней. Здесь можно найти имя “Ивана сына Фёдора Москвитина”, который в 1532 г. получил степень бакалавра. Возможно, это и есть будущий московский первопечатник. Поскольку степень бакалавра обычно получали в возрасте от 17 до 21 года, можно предположить, что он родился около 1510 г.

Есть и другое мнение: будущий первопечатник происходил из среды московского духовенства и учился в Москве, возможно, в школе при кремлёвском Благовещенском соборе.

В 50—60-х гг. XVI в. Иван Фёдоров был диаконом церкви во имя святителя Николая Чудотворца Гостунского в Московском Кремле.

К середине XVI в. сложились условия для возникновения книгопечатания в столице русского государства. В Древней Руси книги распространялись посредством переписывания. Стране, пределы которой в XVI в. значительно расширились, требовалось много новых певческих книг, богослужебных Апостолов, Евангелий. Нужны были новые формы книжного производства.

Иван IV решает основать большую государственную печатную мастерскую. Здание для неё было возведено неподалёку от Кремля. Печатный двор был сооружён на средства самого царя, а во главе печатной мастерской поставили Ивана Фёдорова.

Первой русской печатной книгой стал “Апостол”, работа над которым была завершена 1 марта 1564 г. Московский “Апостол” — самое известное из 12 изданий, выпущенных в свет Иваном Фёдоровым. Это во многих отношениях замечательная книга: прекрасно читается шрифт, перед текстом помещено изображение святого апостола и евангелиста Луки, одного из авторов и героев книги.

Осенью 1572 г. Иван Фёдоров вместе со всеми своими инструментами и шрифтами перебирается во Львов — крупнейший город Галицкой Руси. Здесь была основана первая на украинской земле типография. В 1574 г. львовская типография Ивана Фёдорова издала первый известный нам печатный восточнославянский учебник — “Азбуку”. Затем Ивана Фёдорова пригласили в Острог, где он продолжал свою типографскую деятельность и занимался преподаванием в школах.

В 1581 г. увидела свет “Острожская Библия” — наиболее прославленное издание Ивана Фёдорова. Хорошо знали “Острожскую Библию” и в Московской Руси. Эта книга в 628 листов большого формата, открывает её нарядный титул, заключённый в гравированную на дереве рамку.

В 1583 г. типограф совершает далёкое путешествие — едет в Краков, в Вену и, возможно, в Дрезден, в архиве которого сохранилось письмо Ивана Фёдорова саксонскому курфюрсту Августу, написанное в Вене 23 июля 1583 г.

Вернувшись во Львов в конце 1583 г., Иван Фёдоров заболел и 5 декабря 1583 г. умер. Похоронили его в Свято-Онуфриевском монастыре и над могилой положили плиту с надписью “Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных”.

Учащиеся выписывают ключевые слова из данного материала, словосочетания, составляют план, выстраивают хронологию жизни первопечатника, запоминают места его пребывания, готовят комментарий неизвестных слов.

Материал используется при подготовке домашнего задания (упр. 87). Объясняя задание, учитель исправляет допущенную в формулировке задания грамматическую ошибку. Надо употребить дательный падеж вместо родительного: “у памятника этому замечательному человеку”.

III. Подведение итогов урока. Самоотчёт.

IV. Домашнее задание. Устное выступление по заданию упр. 87.


1 Материал дан в сокращении.






Для любых предложений по сайту: [email protected]