Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Русский язык — один из развитых языков мира - Язык. Речь. Общение
Результаты обучения. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к Отечеству, родному языку и культуре; гордость за родной язык; осознание роли речевого общения как важной части культуры человека; метапредметные: осознанное использование речевых средств; адекватное понимание информации письменного сообщения; умение высказать и обосновать свою точку зрения; предметные: знание особенностей устной и письменной речи, компонентов речевой ситуации, их роли в построении высказывания; умение выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.
Урок 1. Русский язык — один из развитых языков мира (§ 1)
Цели урока: расширить представление о русском языке; развить осознание эстетической функции родного языка; совершенствовать умение создавать письменное высказывание-рассуждение; развивать навык выразительного чтения.
Личностные УУД. Саморазвитие. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение, переработка информации. Построение письменного высказывания. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
- Вступительное слово учителя о русском языке.
- Работа по теме урока.
- Чтение высказывания К. Паустовского. Повторение определения понятия эпиграф, формулировка замысла составителей учебника исходя из функции эпиграфа.
- Запись эпиграфа, который оформляется как предложение с прямой речью по одной из схем: “П”, — а; А: “П”. Обсуждение вариантов слов автора.
- Анализ темы урока через определение значения прилагательного развитой, работа с толковым словарём, повторение понятия многозначные слова, сопоставление значений: достигший значительного физического развития; духовно зрелый; достигший высокой стадии развития.
При работе над нормой произношения данного слова с опорой на слова в рамке учителю следует учесть, что в словосочетании с существительным ребёнок есть варианты произношения: развитОй и рАзвитый ребёнок.
- Работа с упр. 1. Анализ темы текста, основной мысли, выразительное чтение высказывания К. Паустовского; запись слов, с помощью которых автор расширяет понятие развитой язык. Опираясь на эти слова, учащиеся записывают ответ на сформулированный в задании вопрос. Ответы зачитываются, обсуждаются, дорабатываются.
III. Закрепление изученного.
- Учитель предлагает познакомиться со стихотворными отрывками, принадлежащими поэтам разных эпох — XVIII в. и начала XX в.
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат...
(А. Сумароков)
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу — выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
(К. Бальмонт)
— Какие свойства русского языка, названные поэтами, можно добавить к нашим представлениям о его богатстве?
- Работа в парах с материалами (упр. 2).
Подведение итогов урока.
— Какими примерами, встретившимися в высказываниях писателей, можно дополнить ответ на вопрос из упр. 1?
- Домашнее задание. Подобрать примеры из художественной литературы, подтверждающие высказывания писателей.