Предисловие

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Предисловие

Предлагаемое пособие содержит методические разработки уроков русского языка в 6 классе по всем разделам и темам курса и соответствует структуре учебника, входящего в переработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования образовательную линию УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Уроки разработаны в соответствии с современными требованиями оптимизации образования на основе личностно ориентированного, компетентностного, развивающего и системно-деятельностного подходов.

В разработках уроков максимально используются материалы учебника, что позволяет сформировать устойчивый навык работы с книгой в разных формах: чтение, анализ, переработка материала в форму плана, таблицы, алгоритма, поиск необходимой информации, “расшифровка” схем, перевод визуальной информации в текстовую и пр. При этом учителю предлагается обратить внимание на имеющиеся в учебнике неточности, которые по его усмотрению могут быть использованы в учебном процессе как материал для развития аналитических способностей учащихся.

При разработке уроков особое внимание уделялось групповым и индивидуальным формам организации занятий, использованию проблемных, поисковых, исследовательских заданий (разработка алгоритмов, различные виды обработки информации, лексические тренинги, грамматические игры, самонаблюдение, подготовка мини-сообщений и пр.).

Все разделы пособия начинаются с перечня результатов освоения учебной программы — личностных, метапредметных и предметных. Каждый урок включает указание целей и применяемых на уроке универсальных учебных действий (далее — УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, после которых следует описание этапов урока.

В структуру урока входит лингвистическая (орфоэпическая, орфографическая и пр.) разминка, во время которой предлагается решить лингвистическую задачу, как правило, связанную с изучаемым материалом. Предлагаются задания, которые носят развивающий и одновременно занимательный характер, способствуют повышению мотивации к изучению русского языка. В зависимости от степени сложности задания, а также возможностей класса выполнить его учитель выбирает вариант работы над ним, индивидуальную или коллективную форму деятельности, степень своего участия в решении задачи.

Проверка домашнего задания представлена отдельным этапом либо логически входит в другие этапы работы. В процессе проверки домашнего задания предлагаются разнообразные виды деятельности: выборочная проверка, взаимопроверка, перекрёстные опросы, проводимые в групповой форме, поисковая работа, отчёт по результатам индивидуального задания, контрольные упражнения. Как правило, при проверке домашнего задания предлагаются варианты актуализации темы текущего урока.

На этапах работы по теме урока (изучение нового материала, повторение, обобщение и систематизация изученного, закрепление и контроль за усвоением темы) используются разнообразные виды деятельности с опорой на задания, представленные в учебнике. Задания конкретизируются, дополняются либо видоизменяются, предлагаются для использования в различных интерактивных вариантах. Трудные вопросы, связанные с изучением нового материала, изложены более обстоятельно, даны с вариативными способами решения, содержат рекомендации для учителей, позволяющие найти способ преодоления проблемных ситуаций. Задания повышенной степени сложности обозначаются звёздочкой (*). В дидактических материалах знаки около слов обозначают:

1 — фонетический разрабор;

2 — морфемный разбор;

3 — морфологический разбор;

4 — синтаксический разбор;

5 — пунтуационный разбор.

Как правило, при отборе и представлении материала обращается внимание на те вопросы, которые традиционно плохо усваиваются учащимися, что проявляется на дальнейших этапах изучения русского языка и в ходе контрольных работ и экзаменационных испытаний. Особое внимание уделено словообразованию, а также этимологии как в процессе изучения соответствующего раздела, так и в дальнейшем, поскольку постоянное внимание к данным разделам науки о языке не только формирует устойчивое представление о них, но и способствует развитию интереса к языку, культуре и традициям народа, его межкультурным связям.

Часть уроков содержит таблицы, служащие для обобщения полученных в процессе работы сведений, добытых учащимися знаний. Их рекомендуется заносить в специальную справочную тетрадь, которую учащиеся будут вести в процессе изучения всего курса русского языка. Помимо этого, учащиеся ведут словарик, в который заносят новые слова, и словарь личных ошибок.

Чтобы приучить учащихся работать с различными лингвистическими источниками, рекомендуется не ограничиваться только материалами, представленными в учебнике. Стоит использовать на уроках словари и справочники, имеющиеся в кабинете русского языка, а при выполнении домашнего задания источники, которые есть в домашних библиотеках. Предлагается активно использовать как в самостоятельной работе, так и на уроках ресурсы Интернета, прежде всего те, которые содержат достоверную лингвистическую информацию. Для этого в планах уроков обозначены соответствующие задания по поиску информации, содержатся адреса интернет-ресурсов.

Пособие предлагает разнообразные задания, способствующие развитию творческого потенциала учащихся параллельно с достижением других учебных целей. Так, рекомендуется писать стихотворения на заданные либо самостоятельно подобранные рифмы (буриме). В пособии даны образцы стихотворений, составленные автором.

Рекомендуется активно пробуждать дух соревновательности среди учащихся при организации как групповой, так и индивидуальной работы. Это способствует повышению мотивации учащихся, а также развивает коммуникативные учебные действия — умение анализировать работу товарищей, оценивать её, быть объективным, доказывать свою точку зрения.

Разработки уроков по развитию речи содержатся в методических рекомендациях, входящих в учебно-методический комплект для 6 класса, поэтому рекомендуем учителю воспользоваться этим изданием. Планы уроков по развитию речи, которые там не представлены, содержатся в данном пособии (отмечены значком [Р]).

Материалы поурочных разработок рассчитаны на творческое использование учителем с учётом подготовки конкретного класса, возможностей учащихся, оснащённости техническими средствами, опыта работы педагога.






Для любых предложений по сайту: [email protected]