Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Употребление наклонений - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить со способами употребления одних наклонений в значении других; научить выражать различные оттенки побуждения с помощью глагольных форм, интонации и этикетных слов.
Личностные УУД. Смыслообразование. Развитие эстетического вкуса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста и сообщений учителя. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Постановка вопросов.
Ход урока
I. Пунктуационная разминка.
— Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания.
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня.
(А. Пушкин)
— Чем выражены сказуемые в предложении? С помощью каких слов можно проиллюстрировать правописание ь после шипящих? (Царевич; могучий — могуч; будешь.) Местоимения каких разрядов присутствуют в отрывке? Определите наклонение глаголов.
II. Проверка домашнего задания. Перекрёстный опрос по теме “Наклонения глагола”. Игра “Определи наклонение” между двумя командами. Класс оценивает правильность определения наклонения глаголов и разнообразие представленных командами форм.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с материалами учебника на с. 128, выводы: в значении повелительного наклонения может выступать:
1) инфинитив для выражения резкого приказа; 2) глагол условного наклонения для выражения совета или пожелания; 3) для выражения мягкой просьбы может быть использована частица -ка (пишется через дефис).
Можно сообщить, что форма повелительного наклонения, в свою очередь, используется в значении условного: Знай я прикуп — жил бы в Сочи!
2. Работа с упр. 562 дополняется этимологическим исследованием: как образовались самые вежливые слова — пожалуйста и спасибо. Учитель предлагает найти, где в них спрятались глаголы повелительного наклонения.
3. Выполнение упр. 563: ответы на поставленные вопросы, лексический комментарий к названию “Мурзилка”, подготовка выразительного чтения стихотворения (можно провести мини-конкурс). Письменная работа по вариантам: 1-й вариант — выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограммы; 2-й вариант — выписать глаголы с указанием наклонения.
Взаимопроверка работы.
IV. Закрепление изученного. Самостоятельно выполняется упр. 564.
V. Подведение итогов урока. Какие языковые средства могут быть использованы при составлении инструкции?
VI. Домашнее задание. Упр. 565. Выучить слова в рамках.