Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: дать общее представление о категории наклонения глагола; научить распознавать глаголы в изъявительном наклонении и выявлять характерные для них морфологические признаки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Познавательные УУД. Синтез знаний. Распознавание объектов. Построение устного высказывания. Коммуникативные УУД. Групповая работа. Выступление перед аудиторией сверстников.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Кто быстрее заменит словосочетания с непереходными глаголами близкими по смыслу сочетаниями с переходными.
Образец: заниматься математикой — учить математику.
Готовиться к урокам; увлекаться живописью; обзавестись удавом; рассказать о походе; беседовать о книге; проживать в Египте; поздороваться с другом.
II. Проверка домашнего задания. Диктант по материалам упр. 536.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель сообщает, что учащимся предстоит познакомиться с новой категорией глагола — наклонением. Это непостоянный признак глагола, поэтому у инфинитива, являющегося неизменяемой формой глагола, его нет в отличие от имеющихся у него постоянных признаков — вида, переходности, спряжения, возвратности (см. глаголы из лингвистической разминки). Неопределённой формой мы пользуемся редко, и когда мы изменяем глагол, чтобы сообщить с его помощью о каком-либо действии, мы ставим его в одно из наклонений. Попробуйте осмыслить значение этого термина — наклонение, подобрав к слову однокоренные слова, построив словообразовательную цепочку. А теперь такую же работу сделайте с тремя прилагательными: изъявительное, условное, повелительное, называющими наклонения глагола.
Наблюдения над этими понятиями оформим в виде таблицы, записав в каждый столбец примеры употребления глаголов в каждом наклонении.
Изъявительное наклонение |
Условное наклонение |
Повелительное наклонение |
← изъявить ← явить |
← условие |
← повелеть ← велеть |
вытирать — вытереть |
||
Петя вытирает доску. Петя вытирал доску. Петя будет вытирать доску. Петя вытер доску. Петя вытрет доску. |
Петя вытирал бы доску, если бы дежурил. Петя вытер бы доску, если бы его просили помочь. |
Петя, вытирай доску. Петя, вытри-ка доску! |
Действие реально совершается / совершалось / совершится |
Действие нереально: может совершиться при определённом условии |
Действие нереально: Пете велят вытереть доску, но выполнит ли он это, неизвестно |
2. Найдите в отрывке глаголы всех трёх наклонений.
Когда уроки окончились и ребята стали расходиться, я подошёл к Кате.
— Как мы сегодня отличились с тобой, Катя, — весело обратился я к ней.
— Как он смеет называть меня “сударыня”? — сердито вспыхнула Катя.
— Не обижайся, Катя, — попытался я успокоить её, — “сударыня” — это просто вежливое обращение к женщине. Старинное, правда, но ведь ты знаешь, что он любит пошутить. Расскажи лучше о своих успехах. Я слышал, что ты поёшь как соловей, и хотел бы послушать тебя. Я люблю музыку и пение. (По Л. Гераскиной)
— Внесите глаголы в таблицу. Сделайте вывод, глаголы в форме какого наклонения чаще используются в нашей речи.
3. Чтение и анализ определения и теоретических сведений на с. 114.
4. Выразительное чтение стихотворения А. Барто (упр. 538), выполнение указанного задания. Анализ не выделенных в тексте глаголов.
— У какого из глаголов мы не можем определить время? Почему? (Разденьте — глагол в форме повелительного наклонения.)
IV. Закрепление изученного.
Выполнение упр. 539, 541. Дополнительно учащиеся находят в тексте упр. 541 глагол повелительного наклонения, определяют, чем он отличается. У доски ученик составляет схемы предложений с прямой речью. Работа завершается взаимопроверкой.
V. Подведение итогов урока. Сколько непостоянных морфологических признаков глагола вы теперь знаете?
VI. Домашнее задание. Упр. 540. Выучить слово конвейер. Таблицу “Наклонения глаголов” перенести в тетрадь- справочник.