Глаголы переходные и непереходные (окончание) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Глаголы переходные и непереходные (окончание) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели уроков: закрепить умение распознавать переходность / непереходность глаголов; развить представление о возвратных глаголах, научить исправлять ошибки в их употреблении; совершенствовать умение создавать устный рассказ по сюжетному рисунку.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Познавательные УУД. Синтез знаний. Распознавание объектов. Построение устного высказывания. Коммуникативные УУД. Групповая работа. Выступление перед аудиторией сверстников.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка. Ученик рассказывает об истории возникновения возвратного суффикса. Затем предлагается мини-конкурс: кто больше запишет глаголов: 1) не употребляющихся без возвратного суффикса (стараться, петушиться, бояться, гордиться, карабкаться); 2) от которых не образуются возвратные глаголы суффиксальным способом (ходить, бегать, болеть, грустить, звонить и др.).

II. Проверка домашнего задания.

— Какой общий постоянный признак есть у возвратных глаголов?

III. Работа по теме уроков.

1. Тренировочные упражнения на закрепление умения определять переходность / непереходность глаголов: упр. 529 (дополнительно составляются схемы, объясняющие постановку знаков препинания, слова в рамке записываются в словарь); упр. 530 (у доски учащиеся могут построить словообразовательные цепочки с приведёнными глаголами: белить → побелить → побелка и др.).

2. Упр. 531—534. Работа может быть организована по группам: в процессе выполнения упражнений учащиеся помогают слабым ученикам консультациями, проводят взаимопроверку, подводят итоги. Группы объявляют результаты своей работы, отчитываясь по одному из упражнений, в обсуждении остальных принимают участие, дополняя и исправляя ответы товарищей.

3. Редактирование предложений упр. 535 заканчивается формулировкой предупреждений.

IV. Устный рассказ по сюжетному рисунку.

1. Работа с упр. 537 начинается со сбора материала: учащиеся составляют словосочетания глагол + существительное; глагол + наречие, указывают вид и переходность / непереходность глаголов, проводят взаимопроверку.

2. Составление плана рассказа о соревнованиях, подготовка к устному сочинению, обсуждение работы в группах. От каждой группы выступает рассказчик. Выбирается самый интересный рассказ и самый лучший рассказчик.

V. Подведение итогов уроков. Учащиеся суммируют постоянные признаки глагола.

VI. Домашнее задание. Упр. 536, подготовиться к словарному диктанту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]