Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Возвратное местоимение себя - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с особенностями возвратного местоимения себя; научить употреблять его в нужной форме; сформировать представление об активном использовании местоимения себя во фразеологизмах.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Познавательная инициатива. Коммуникативные УУД. Работа в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Сколько местоимений спряталось в слове отсебятина? (Вариант: сколько личных местоимений спряталось в слове отсебятина?)
Ответ: я, он, она, они, нас, тебя, тот, те, та, себя.
II. Проверка домашнего задания. Учащиеся, вызванные к доске, делают синтаксический разбор 2-го предложения, характеризуют числительные. Класс разбирает по составу выученные дома слова, определяет способ образования слова подзаголовок, повторяет сведения из § 77 в форме взаимоопроса.
III. Изучение нового материала.
1. Анализ темы урока, характеристика прилагательного возвратный, подбор однокоренных слов, характеристика их значения.
2. Чтение сведений о местоимении себя, внесение их в таблицу. Склонение местоимения себя, запись всех форм в составе словосочетаний. Характеристика вариантов формы творительного падежа: собой — собою.
3. Работа с упр. 445, 446. Дополнительные задан и я: подчеркнуть местоимение как член предложения, *синтаксический разбор 2-го и 4-го предложений из упр. 446 (по вариантам; у доски составляются схемы). Сложность задания состоит в том, что в двусоставных частях сложных предложений подлежащие выражены местоимениями: другой, кто, тот, нахождение которых вызывает у учащихся затруднения.
4. Работа с упр. 449 сопровождается анализом активности местоимения себя в составе фразеологизмов. Учитель организует групповой мини-конкурс: кто соберёт больше фразеологизмов с данным местоимением. Вариант работы: учитель предлагает составить 5—6 предложений с указанными выражениями (особую оценку получает группа, составившая связный текст): вбить себе в голову, знать себе цену, набивать себе цену, не в себе, не по себе, развязать себе руки, рвать на себе волосы, сам по себе, сам себе хозяин, брать себя в руки, вне себя, выводить из себя, выдавать себя с головой, выходить из себя, держать себя в руках, напускать на себя, не помнить себя, оставлять позади себя, отрывать от себя, потерять себя, приходить в себя, сдерживать себя, ставить себя на место, строить из себя.
IV. Редактирование предложений с местоимениями. С помощью учителя выполняется упр. 447. Когда возникают ошибки при употреблении местоимений, учащиеся формулируют, в чём именно они состоят.
V. Подведение итогов урока. Чем интересно местоимение себя? Перечислите его особенности, исходя из плана на с. 64.
VI. Домашнее задание. Повторить композицию рассказа.