Мягкий знак на конце и в середине числительных (окончание) - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Мягкий знак на конце и в середине числительных (окончание) - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить умение правильно употреблять ь на конце и в середине числительных, графически обозначать условия выбора ь.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Распознавание объектов. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Лексико-семантический диктант. Запишите ответы одним словом.

1) Сослуживцы одного полка; 2) вновь что-либо соединить; 3) сумма двенадцати и тридцати восьми; 4) четвёртая часть буханки; 5) количество негритят в детской считалке, давшей название роману Агаты Кристи; 6) двухколёсный экипаж; 7) сумма шестнадцати и четырёх; 8) обладатель миллионного богатства; 9) люди с одинаковой фамилией; 10) идущий по счёту за десятым; 11) принятая в России система оценок в школе; 12) первое слово в названии кинофильма о Штирлице; 13) год начала войны России с Наполеоном; 14) ученик, оставшийся на второй год обучения; 15) первое слово в названии романа Ж. Верна о юном капитане.

— Подчеркните числительные, определите их разряд, прокомментируйте написание, выделив орфограммы.

II. Тренировочные упражнения по теме урока.

1. Объяснительный диктант. После чтения текста определяется его стилистическая принадлежность. Числительные в тексте записываются словами.

Синий кит — самое крупное животное на Земле. Самка крупнее самца, её длина 30 м, масса более 100 т. Сердце синего кита весит 700 кг. Окраска голубовато-серая, с серебристо-серыми пятнами неправильной формы. Брюхо иногда бывает желтоватым2 из-за водорослей. Небольшой спинной2 плавник сдвинут назад; многочисленные горловые борозды далеко заходят на брюхо. С каждой стороны рта примерно по 365 иссиня-чёрных пластин китового уса длиной до 1 м. Синий кит проводит лето вблизи многолетних льдов в полярных областях обоих полушарий. Обычно он плавает со скоростью 12 узлов. (Из энциклопедии)

У доски работают два ученика: 1-й выписывает все числительные, 2-й — все сложные слова. При проверке работы учащиеся делают морфемный разбор (2), словообразовательный разбор выделенных слов, находят прилагательные, употреблённые в степенях сравнения.

Учителю следует обратить внимание на числительное обоих, предложить доказать, что это числительное, уделить внимание слову полушарие, которое образуется сложением с одновременной суффиксацией.

2. Самостоятельная работа с упр. 403. С группами слов а), в) у доски работают два ученика. Каждую группу все учащиеся дополняют своими словами.

3. Взаимный тренинг: учащиеся записывают 5—6 цифр, передают соседу по парте, записывают цифры словами, проводят взаимопроверку.

III. Контроль за усвоением темы. Выборочный диктант.

1) Я думаю, мне было одиннадцать или двенадцать лет — с тех пор сумел перемениться свет. (А. К. Толстой) 2) Было счётом их семьдесят без одного, ровно семьдесят будет с тобой. (М. Цветаева) 3) Нам тогда — тебе шестнадцать было, мне семнадцать лет. (И. Бунин) 4) Молния блестит, грохочет гром. Миллиарды лет они вдвоём. (М. Светлов) 5) Тринадцать миллионов... Что за цифра! (И. Сельвинский)

IV. Подведение итогов урока. Три или четыре человека выходят к доске. Учащиеся задают им каверзные вопросы о числительных.

V. Домашнее задание. Подготовиться к орфоэпическому диктанту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]