Словосочетание. Простое предложение - Повторение изученного в 5 классе

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Словосочетание. Простое предложение - Повторение изученного в 5 классе

Цели урока: повторить основные синтаксические понятия; закрепить умения различать словосочетания и предложения, делать частичный синтаксический разбор словосочетания; упрочить навык правописания окончаний существительных; закрепить навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД. Классификация объектов. Выдвижение гипотез. Выбор способа решения задачи. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении проблемы.

Ход урока

I. Лингвистическая пятиминутка.

— Прочитайте записанные на доске слова: лён, люк, лей, произнесите их, определите, из каких они состоят звуков, и произнесите эти звуки в обратной последовательности. Запишите получившиеся слова (ноль, куль, ель). Найдите шестое лишнее слово (глагол лей). Какое сходство в морфемном составе имеют оставшиеся пять существительных? (Морфемный состав: корень + нулевое окончание.)

II. Повторение основных синтаксических понятий.

1. Игра “Найди пару”. К доске вызываются 6 учеников, они делятся на две группы. 1-я группа берёт одну из карточек А, 2-я — по одной из карточек Б. Задача — найти свою пару. Пара составляет и зачитывает определение своего понятия. Задача остальных учащихся — контроль за ответами.

А: 1) синтаксис; 2) словосочетание; 3) простое предложение; 4) подлежащее.

Б: 1) раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения; 2) языковая единица, состоящая из двух слов — главного и зависимого; 3) языковая единица, которая выражает законченную мысль и имеет одну грамматическую основу; 4) главный член предложения, называющий предмет мысли.

Поскольку карточек 8, а учащихся 6, двое могут не найти своей пары. В этом случае задание усложняется: придётся восстанавливать отсутствующий компонент. (Учитель может вызвать и четырёх человек в каждую группу.) Если совпадение будет полным, то учитель читает оставшуюся карточку Б, а класс восстанавливает пропущенное слово.

2. Беседа по вопросам учебника на с. 24 и по самостоятельно сформулированным учащимися вопросам с использованием схемы на с. 26.

3. Индивидуальное задание: вызванные к доске ученики готовят две схемы: главные члены предложения; второстепенные члены предложения. С опорой на данные схемы два других ученика делают сообщения.

Класс иллюстрирует данные выступления своими примерами.

III. Закрепление материала.

1. Устно выполняются упр. 39, 41.

2. При выполнении упр. 42 работа проводится по трём вариантам. Вырабатывается алгоритм работы: 1) находим и подчёркиваем грамматическую основу; 2) исключаем это выражение как не являющееся словосочетанием; 3) задаём вопросы от главных членов предложения к второстепенным.

3. Тестовое задание.

1) Не является словосочетанием пара слов:

а) моё выступление

б) сварить вечером

в) задача решена

г) взял препятствие

2) Грамматическая основа неверно выделена в предложении:

а) Совсем скоро наступят холода.

б) Мне подарили альбом для рисования.

в) В прошлом месяце светало очень рано.

г) Всё зашевелилось, проснулось и заговорило.

3) Оба предложения в ряду нераспространённые:

а) Лес зашумел, застонал, затрещал. Установим рекорд?

б) Отец сердит. Прислали письмо и телеграмму.

в) Кто сегодня дежурит? Моросил дождь.

г) Движенья быстры. Он прекрасен.

При выполнении данных заданий вполне возможны ошибки, связанные со смешением подлежащего и прямого дополнения. Словосочетания подарили альбом, установим рекорд, прислали письмо, прислали телеграмму необходимо после выполнения теста прокомментировать.

4. Определение предложений, входящих во второе и третье тестовые задания, по цели высказывания с использованием обобщения имеющихся примеров: каких по цели высказывания предложений нет среди этих примеров?

5. Выразительное чтение текста Л. Леонова (упр. 44), определение основной мысли, выявление роли побудительных предложений. Работа с толковым словарём на с. 173: определение значения прилагательного даровой, комментирование пометы разг., подбор однокоренных слов.

IV. Знаки препинания в простом предложении.

1. Поисковое задание: в каких предложениях теста есть однородные члены предложения? (2г; 3а; 3б.) Формулировка правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения с опорой на данные примеры.

2. Выполнение упр. 46: 1) комментирование постановки знаков препинания в 1-м предложении (с обобщающим словом при однородных дополнениях).

— Чем отличается построение этого предложения от построения предыдущих?

2) Самостоятельная работа со 2—4-м предложениями.

3) Взаимопроверка выполнения работы.

V. Подведение итогов урока. Само- и взаимоанализ усвоения повторённых на уроке понятий и пунктуационных правил.

VI. Домашнее задание. 1) Выучить слова в рамках на с. 27, выписать лексические значения данных слов в индивидуальный словарик. 2) Упр. 45. 3) Индивидуально: упр. 48.






Для любых предложений по сайту: [email protected]