Словообразование имён существительных - Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

Словообразование имён существительных - Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Цель: углубление знаний о способах словообразования имён существительных; развитие умений определять словообразовательные группы имён существительных; анализировать типичные морфемные модели этой части речи.

Ход урока:

I. Актуализация знаний о способах словообразования в русском языке.

Упражнение 247.

II. Углубление знаний о способах словообразования имён существительных.

Упражнение 248.

Упражнение 249 позволяет проанализировать слова, образованные суффиксальным способом.

Можно предложить дополнительное задание: подобрать ещё примеры слов, образованных по данной модели, например: твор-ец (от творить), мудр-ец (от мудрый), цирк-ач (от цирк), скрип-ач, горош-ин(а) (от горох), жемчуж-ин(а) (от жемчуг), принц-есс(а) (от принц), поэт-есс(а) (от поэт), стар-ик (от старый), медвеж-онок (от медведь), тигр-ёнок (от тигр), горе-ни(j)е (от гореть), сырь-(j)ё (от сырой), старь-(j)ё (от старый).

Развитие умений определять словообразовательные группы имён существительных — упражнения 250—251.

Основные способы словообразования имён существительных — упражнения 252—259.

III. Совершенствование умений оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного и уместного словоупотребления.

Упражнение 254.

IV. Совершенствование правописных умений.

Написание суффиксов -чик-/-щик упражнение 252.

Выбор соединительной гласной — упражнения 260, 261.

Домашнее задание: упражнения 256, 257.

Дополнительный материал

Может быть использован в качестве материала проверочной работы на одном из уроков.

Святой благоверный князь Александр — величайший полководец Древней Руси. В целом ряде сражений русские войска под командованием князя Александра отстояли северо-западные границы Руси и защитили Русскую православную церковь от католических завоевателей.

Малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбило на Неве морской десант шведского короля. Здесь князь получил своё гордое прозвище Невский.

Знаменитое Ледовое побоище случилось двумя годами позже: тогда в Новгородскую землю вторглись немецкие рыцари-тевтонцы.

Вот он, апрельский день на Чудском озере. По- весеннему светит солнце, но всё ещё холодно, и лёд пока крепок. Распознали русские воины замысел немцев и войска их сзади атаковали, окружили и разбили. Даже озеро стало нашим союзником: разверзлось под тяжестью железных доспехов рыцарей и поглотило их. А вместе с ними пошёл на дно и замысел рыцарей-крестоносцев превратить православную Русь в католическую.

Задания

1. Запишите 1-й абзац текста под диктовку (как вариант — предложить этот фрагмент текста с пропущенными буквами).

2. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову разверзлось. (Открылось.)

3. Укажите способ образования слова сражений. (Суффиксальный.)

4. Слово побоище образовано от глагола побить суффиксальным способом (побо(j)-ищ(е) от побить). Приведите ещё несколько примеров слов, образованных по данной модели. (Убежище.)

5. Выпишите существительное, значение суффикса которого означает род деятельности. (Завоеватели.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]