Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Развитие речи. Сочинение-рассуждение - Лексикология, орфография. Культура речи - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Цель: развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи.
Ход урока:
I. Лингвистический эксперимент.
Предлагается текст, в котором пропущены некоторые слова. После того как будут вставлены подходящие по смыслу и стилю слова (можно организовать работу в парах), зачитываем полученные варианты. Несмотря на близость значений слов, синонимичность конструкций, варианты получатся разные. Это позволяет прийти к мысли о неисчерпаемом богатстве русского языка, роли каждого человека в преумножении и сохранении этого богатства.
День был ..., сухой, ... и засинел ещё больше, когда на повороте дороги небесам отозвалось летящее, ..., как огромный синий ... блин, море...
Чего только не было в этом саду! Одни только кактусы представляли тут целую ... всех своих родов и войск; разворачивали веера и опахала пальмы; тропические деревья с ... тяжёлыми кронами, с бутонами ... цветов нависали над причудливыми ... кустами — от белого до лилового.
Авторский вариант текста
День был жаркий, сухой, жёлто-синий и засинел ещё больше, когда на повороте дороги небесам отозвалось летящее, сверкающее, как огромный синий масляный блин, море...
Чего только не было в этом саду! Одни только кактусы представляли тут целую армию всех своих родов и войск; разворачивали веера и опахала пальмы; тропические деревья с приземистыми тяжёлыми кронами, с бутонами пунцовых цветов нависали над причудливыми семицветными кустами — от белого до лилового.
(По Д. Рубиной)
II. Подбор материала для сочинения.
Домашнее задание: слова орфографического тренинга § 26.