Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Понятие об этимологии - Морфемика, словообразование, орфография - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Цель: расширение представлений об этимологии, этимологическом анализе слова как возможности выявления изменений в лексическом значении, морфемном составе; развитие умения работать со словарём.
Ход урока:
I. Орфографический тренинг.
Дополнительно: записать слова в 2 столбика (в корне а или о, графически объясняя условие выбора написания).
II. Развитие навыков классификации (классификационный признак — наличие/отсутствие в слове окончания).
Упражнение 56.
Работа со словообразовательной моделью слова — упражнение 57.
При выполнении упражнения можно обратить внимание на значение суффиксов, возможность омонимии морфем: так, слово артистка не соответствует заданной модели, так как -ист- является частью корня, а вот слово арфистка соответствует (арфа — арфист — арфистка); слово болотистый имеет в своём составе суффикс -ист-, однако не соответствует модели, да и значение суффикса иное.
Приведём для справки несколько слов, соответствующих заданным моделям: бедноватый, беловатый, густоватый, прибежище (от прибежать), убежище (от убежать), побоище (от побить), бородища (от борода), бревнище (от бревно), карьеристка (от карьерист), пианистка (от пианист).
III. Расширение представлений об этимологии, этимологическом анализе слова.
Теоретический материал учебника, упражнения 58—60.
IV. Развитие умений читать и пересказывать текст.
Текст для устного пересказа
Наука этимология занимается происхождением слов. Хорошим этимологом стать трудно. Но и люди, далёкие от науки, любят искать историю слова, правда, обычно их интересуют связи семантические, смысловые. Под воздействием народной этимологии нередко сближаются далёкие друг от друга слова. Учёные знают, что предок слова оплеуха — глагол плевать. Когда-то бойцы перед кулачным боем имели привычку плевать на руки. А может показаться, что оно связано со словом ухо. Такое толкование — народная этимология.
Домашнее задание: упражнение 61.
Индивидуальное задание: привести примеры народной (ложной) этимологии, подкрепить свои наблюдения материалом этимологического словаря.