Р.Р.15. Заметка в газету о поступках людей (рассуждение) - ПОВТОРЕНИЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Р.Р.15. Заметка в газету о поступках людей (рассуждение) - ПОВТОРЕНИЕ

Цели: повторить сведения о типах и стилях речи, особенностях публицистического стиля; расширять знания учащихся о жанре информационной заметки (тип речи — рассуждение); воспитывать бережное отношение к людям и природе.

Оборудование: карточки, собранные как домашнее задание, после урока 62.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

— Назовите известные вам типы речи.

— Сколько стилей речи вы знаете? Перечислите с характерными для них стилевыми чертами.

— Расскажите о жанрах публицистики.

2. Индивидуальная работа по карточкам

Используются карточки, собранные как домашнее задание, после урока 62.

Задание

Определите стиль текста.


II. Постановка целей и задач урока


III. Объяснение нового материала

Задание

Прослушайте 2 текста. Определите стиль и тип речи.

О ХОРОШИХ МАНЕРАХ

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить, как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим!

(По Д. Лихачеву)



НУЖНО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она «Сова».

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока.

Смысл этой сказки в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? Оказывается, имеет — через мышей, через шмелей, через клевер — к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву)

— Какова основная мысль каждого текста?

— Какие характерные черты публицистического стиля вы нашли в текстах?

— Были ли в вашей жизни моменты, когда бы вы хотели рассказать о благородном поступке человека, людей? О не очень хорошем поступке, который вас возмутил, потряс?

— Каким стилем речи вы при этом воспользуетесь?


IV. Закрепление материала

Задание

Напишите черновик статьи публицистического стиля (тип — рассуждение) на одну из предложенных тем, приводя как пример поступок человека, людей. Учащиеся с высоким уровнем могут написать заметку на свою тему. Придумайте заголовок статьи.

• Итоги школьного конкурса. Все ли было справедливо?

• Мальчишеские игры? (Об опасных находках ребят: снарядах, патронах)

• Охранять природу — значит охранять Родину! (О свалках, неумении донести обертки до урны, бросании бутылок)

• Этот благородный человек!


V. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Дополнить статьи фактами, образными выражениями, потом переписать на чистовик.

Работа с проектом.

Ребята с высоким уровнем могут по результатам домашнего задания издать прощальную газету с лучшими статьями (возможно использование материалов урока 62, этого и следующего урока).






Для любых предложений по сайту: [email protected]