Орфография. О и е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных (повторение). Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Орфография. О и е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных (повторение). Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Цели: повторить правила написания о и е в различных частях речи и частях слова, закрепляя данные навыки; познакомить с правилами выбора суффиксов -к-, -ск-; повторить понятие антоним в игровой форме; развивать логическое мышление в работе с антонимами; воспитывать понимание и любовь к стихотворной речи.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию (взаимопроверка, обмен карточками, проверка упражнения)


II. Актуализация опорных знаний

Словарный диктант

Задание

Надписать части речи, обозначить части слова, в которых есть орфограмма «О, е, ё после шипящих и ц».

Борщок, верблюжонок, под крыльцом, алычовый, изразцовый, своим ключом, собачонка, шелк, свинцовый, шел, шорты, с товарищем, шепот, холщовый, крыжовник.


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала


Суффикс

№ п/п

-к-

-ск-

1

Основа оканчивается на д-т, з-с, ч

В остальных случаях.


Московский, польский, богатырский

2

Краткое прилагательное

Ткач — ткацкий; резкий — резок


Примечание. Обратить внимание на написание слов: одесский, январский.


V. Закрепление материала

1. Игра «Найди антоним»

— Что такое антонимы?

Задание

Записать парами слова в тетрадь, обозначить суффикс антонима.

• Дальний (близкий).

• Высокий (низкий).

• Широкий (узкий).

• Почтительный (дерзкий).

• Мягкий тон (резкий).

2. Выборочно-распределительная диктовка

Задание

Выписать в два столбика прилагательные с суффиксами -ск- и -к- вместе с существительными, к которым они относятся.

1. Был он складный волжский пароходик, рядовой царицынский бурлак (О. Берггольц). 2. По узкой ледяной скользкой тропинке юные разведчики возвращались с боевого задания в свой партизанский отряд. 3. Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля (А. Сурков). 4. Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки (В. Инбер).


VI. Итог урока

Игра «змейка»

По количеству рядов в классе доска делится на три части. Выходя по одному из ряда, ученики пишут по 1 слову соответственно заданию. Ряд, написавший быстрее и правильнее, выигрывает.

1 ряд. -к-

2 ряд. -о-, -е-, -ё- после шип.

3 ряд. -ск-


VII. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Повторить орфограмму «Соединительные о, е в сложных словах». Выполнить упражнение 193.

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку Таблица-теория, карточки-слова для экскурсии, таблица цветов, текст для словесной живописи (по одному экземпляру на парту) (РМ), фишки-баллы, академические шапочки для экскурсоводов, картина крымской художницы Л. Исаевой «Осень», фото «Осень в крымских горах» (или любая природная зарисовка осени) (см. урок 31).






Для любых предложений по сайту: [email protected]