Орфография. Буквы о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Орфография. Буквы о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: обучать учащихся правильному выбору о, е в суффиксах и окончаниях существительных после шипящих, вводя элементы опережающего обучения; формировать навыки правильного написания о и е в различных частях речи и частях слова, предотвращая ошибки при наложении нового материала на изученный; воспитывать внимание на уроке.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Работа учащихся среднего уровня у доски с карточками, подготовленными дома учащимися более высокого уровня

2. Повторение орфограммы «О, ё после шипящих в корне слова»


II. Постановка целей и задач урока


III. Объяснение нового материала

(Объяснение предлагается провести блоком, где было бы повторение ранее изученного материала и работа на опережение.)

1. Схема на доске с последующим объяснением учителя и записью в тетрадь



Объяснение. В корнях под ударением в любой части речи пишется после шипящих — ё, если есть е при чередовании в безударном положении.

Рифмограмма. Проблема в корне — не зевай: ё на е скорей меняй.

В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных и в суффиксах наречий после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударение пишется е.

2. Обратить внимание

Обратить внимание учащихся на слова: чопорный, шоры, шорты, шорох, чокаться, трущоба, чащоба, обжора, шов, крыжовник, шомпол.


IV. Закрепление материала

1. Конструирование предложений

Задание

Составьте предложения со словами, которые пишутся с о.

2. Предупредительная диктовка. Работа у доски и в тетрадях

Задание

Объяснить известные вам знаки препинания графически. Найти слова на изученную на уроке орфограмму, обозначить часть слова, в которой находится орфограмма, объяснить написание.

1. Щелканье трещоток, отрывистые человеческие голоса, барабанная дробь, треск сучьев и пронзительные звуки рожков заглушили шорох ветерка в вершинах деревьев (Р. Штильмарк). 2. Есть у бабушки бычок, и зовут его Мычок, и хотя вокруг трава, майский луг зеленый, мне от платья рукава отжевал теленок (С. Маршак). 3. Хитрый ежик-чудачок сшил колючий пиджачок (П. Воронько). 4. Поешь же, миленький дружочек! (И. Крылов) 5. Впереди всех шел небольшой сухонький старичок в черном одеянии (Максим Горький). 6. Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский) 7. Свежо предание, а верится с трудом (А. Грибоедов). 8. Лучом пригретые едва, отдать дымок спешат сережки. (А. Твардовский) 9. От свежего веника горько во рту... (С. Щипачев). 10. Ольга видела с крыльца террасы, как Женя вертелась у чужого забора (Аркадий Гайдар). 11. Высоко ходят волны, суров, тяжел свинцовый их набег.

3. Морфологический разбор

В первом предложении разобрать по вариантам несколько существительных.


V. «На закуску». Распределительный диктант

Задание

Распределите в две колонки слова с ё и о.

Содержал я сад в порядке.

Я ровнял лопатой грядки.

Утром в шортах, босиком

По чащобам мчал бегом.

Облупился даже нос.

Говорят, я весь оброс,

А зачем, спросить всерьез,

Мне расческа для волос?

Черный стал, как шоколад.

Ну и что ж! Я очень рад!

Мама к зеркалу ведет —

Папа ножницы берет.

— Сад ты содержал в порядке —

Голова ж — сплошная грядка.

Волосам нужна прополка.

Я молю:

— Не режьте... (челку)!

(О. Кургузова)


VI. Домашнее задание

Для всех

Теория по учебнику. Выучить орфограмму.

Высокий уровень, достаточный уровень

Придумать кроссворд с 10 словами на выученную орфограмму.

Средний уровень

Выполнить упражнение 143.

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку

Подготовить карточки для «Кладовой подсказок» (см. урок 22).






Для любых предложений по сайту: [email protected]