Все уроки русского языка 6 класс
Орфография. Написание суффиксов -чик-, -щик-, -ек-, -ик- - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: повторить теоретические сведения о существительном; формировать навыки правильного написания существительных с наиболее употребительными суффиксами и навыки обобщения материала; развивать воображение учащихся; прививать познавательный интерес к лингвистике.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Фронтальный опрос
— Что такое существительное?
— Сколько родов существительного вы знаете?
— Назовите примеры несклоняемых существительных.
— Перечислите разносклоняемые существительные, объясните, почему они так называются.
— Какие способы словообразования вы знаете? Приведите примеры существительных, образованных разными способами.
— На какие суффиксы существительных мы обратим внимание? Приведите примеры.
— Как разбирается морфологически существительное?
— Какую орфограмму нужно было повторить дома? Расскажите о ней.
2. Словарный диктант
Забирать, выберу, застелил, прижигать, примирять (друзей), примерять (платье), заблистать, вытереть, затирать, выдирать, вытер, забирающий, обжигание, настилать, растереть.
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
1. Слово учителя
— Мы вчера путешествовали вместе с Костей Ошибкиным и Леной Пятеркиной. Но не услышали еще один совет от Суффиксального Способа. Давайте послушаем.
ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА
— Погодите, — закричал Суффиксальный Способ, — мы забыли вас предупредить! Нужно быть очень осторожным при образовании слов.
Ребята вернулись и подошли поближе к нему.
— У меня есть свой секрет. Его хранит Орфографиус 33 в государстве Орфографии. В существительных нельзя путать суффиксы, например -чик- и -щик-. Чтобы этого не произошло, мы договорились, что после букв д-т, з-с и к будет писаться суффикс -чик-, а в остальных случаях щик-. Возьмем, например, слово извозчик. Перед суффиксом стоит з, значит, пишем, -чик-. Или рассмотрим слово забойщик. Так как последняя буква перед суффиксом й, то берем -щик-. Попробуйте образовать сами слово,— и Суффиксальный Способ поставил на площадку слово пулемет.
2. Слово учителя
— Какой суффикс мы подставим? Что получится?
Давайте схематично изобразим правило написания этих суффиксов.
3. Обобщающая схема
IV. Закрепление материала
1. Выборочный диктант
Задание
Выписать только слова с суффиксом -чик-. Обозначить орфограмму. Автоответчик, гарпунщик, грузчик, денщик, шарманщик, перебежчик, доносчик, плакальщик.
Учитель. Но осторожным нужно быть и с суффиксами -ек, -ик.
2. Лабораторная работа
Задание 1
Послушайте внимательно рассказ писателя Ф. Кривина «Беглое е» (в отрывках).
Вызвали е из алфавита.
— Ну, как у вас там?
— Полный порядок. Все на местах.
— Думаем направить вас в текст. Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.
— А в какое слово меня посылают?
— Слово хорошее — день. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Так что справитесь.
— Вы думаете?
— Конечно, справитесь.
Е пробует возражать, ему не хочется расставаться с алфавитом, но — что поделаешь! Приходится отправляться в текст.
В слове день е стоит на видном месте, ему удобно, спокойно, — совсем, как в алфавите.
Но вот слово начинает склоняться: дня, дню.
В чем дело? Куда девалось е?
Нет его, оно сбежало. Испугалось косвенного падежа.
Вот какое это е, всю жизнь проведшее в алфавите. В трудную минуту на него не рассчитывайте.
Задание 2
Постарайтесь самостоятельно вывести правило, опираясь на прослушанный текст и примеры: листик — листика, листику; листочек — листочка, листочку
3. Выведение правила
4. Распределительный диктант
Задание
Распределите в две колонки слова с суффиксами -ек- и -ик-. Мешочек, ситчик, платочек, ключик, горошек, орешек, зайчик.
V. Домашнее задание
Для всех
1. Теория по учебнику.
2. Повторить орфограмму «О, ё после шипящих в корне слова». Высокий уровень, достаточный уровень
Сделать карточки (3—6) на изученные орфограммы в теме «Имя существительное». В карточке должно быть не менее 10 слов на орфограмму, введенные в предложения. Предложения должны отвечать единой теме и образовывать текст. Буквы в словах, на изученную орфограмму, пропустить.
Средний уровень Выполнить упражнение 136.
VI. «На закуску»
Задание 1
Послушайте стихотворение. Определите способ образования слов, первоначальные слова.
В чудетство откроешь окошки —
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом...
Мы с ними в чудество скорее войдем —
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
(М. Яснов)
Задание 2
Записать предложение: Что там за окошком?
Сделать морфологический разбор существительного в тетрадях и на доске (образец).