Все уроки русского языка 6 класс
Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: расширить представления учащихся о склонении существительных: познакомить учащихся с особенностями разносклоняемых и несклоняемых существительных; обратить внимание на причину выделения особых групп существительных; прививать интерес к русской словесности и желание грамотно говорить и писать, развивать умение контролировать свою речь.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Взаимопроверка домашнего задания
Составление текста из предложений, подготовленных учащимися.
2. Повторение орфограмм «Чередование о-а в корнях слов»
3. Распределительный диктант
Задание
Разделить страницу пополам. Слева — а, справа — о. Распределить слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначить орфограммы.
Догорать, неукоснительно, заря, касание, озарение, перегореть, касаться, озаряться, прикоснуться, возрастание, росток, проложить, возрастной, излагать, Ростов, доложить, водоросли, возгорание, выросли, наращение.
II. Постановка целей и задач урока
III. Актуализация опорных знаний и объяснение нового материала
1. Слово учителя
— Сколько склонений вы знаете?
— По каким признакам существительные распределяются по склонениям?
2. Опережающая схема
Задание 1
Записать примеры к 1, 2, 3 склонению.
Задание 2
Выписать в тетрадь (столбик — в рамку) из учебника разносклоняемые существительные.
Задание 3
Просклонять на доске (образец) и в тетрадях слово имя. Выделить окончания.
3. объяснение учителя
— Почему эти существительные называются разносклоняемыми?
Орфограмма «Суффикс -ен- в разносклоняемых существительных».
4. Физкультминутка для пальцев
Задание
— Посчитать все орфографические ошибки, допущенные главным героем.
— В чем причина неправильного употребления слов?
ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА
Мне очень захотелось посмотреть фильм. В новом пальте я кинулся на улицу и, не воспользовавшись метром, решил добраться до следующей станции, перебежав шоссу. Но в кине я так и не побывал, так как пришел отец из депа и сказал, чтобы я учил Шевченку, читал Дюму, потом играл на пианине, иначе мы не пойдем в кафу. (9)
5. Работа с учебником
Знакомство с теоретическим материалом: виды слов, относящихся к несклоняемым существительным; определение рода несклоняемых существительных.
IV. Закрепление материала
1. Выборочный диктант
Задание
Выпишите только те существительные, которые не относятся ни к одному из трех склонений.
Знамена, яблоки, ученики, пути, лошади, кофе, края, метро, шоколад, яблони, пекари.
2. Творческая работа
Задание
Согласуйте имена прилагательные с несклоняемыми существительными, поставьте в предложном падеже.
Красивый такси
очаровательный мисс
зимний пальто
вкусный кофе
необычный пари
V. Итог урока
Учитель. В русском языке есть имена существительные, которые изменяются по падежам, не относясь ни к какому склонению, — разносклоняемые. Есть существительные, преимущественно пришедшие из других языков, которые пока не подчиняются традиции русского языка — не склоняются.
VI. Домашнее задание
Высокий уровень
Подберите как можно больше несклоняемых существительных в сочетании с прилагательными (можно пользоваться учебником или словарем) — письменно.
Достаточный уровень
Расскажите об этимологии (происхождении) 5 несклоняемых существительных (этимологический словарь).
Средний уровень
Выполнить упражнение 119.
VII. «На закуску»
Продолжите фразу:
— Я люблю читать книги (Марк Твен, Джек Лондон, Жюль Верн, Конан Дойль).
Правильный ответ: ...Марка Твена, Джека Лондона, Жюля Верна, Конан Дойля.