Все уроки русского языка 6 класс
Р.Р.5. Текст и его основные признаки - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: таблицы понимания (РМ); карточки для работы в 4 группах.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Сообщения учащихся «Сложные случаи. Окончания существительных во множественном числе».
II. Актуализация опорных знаний
1. Объяснительный диктант
Учащиеся работают на доске и в тетрадях.
Задание
Напишите текст, объясните известные орфограммы и пунктограммы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ОБРЯДЫ
Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, яровых злаков. Окончание жатвы обычно отмечалось сытным обедом с пирогом. Существовали и забавные обычаи изгнания насекомых. В Костромской губернии мух выгоняли последним снопом. Связывали сноп, вносили его в дом и обходили все комнаты три раза. При этом приговаривали:
Уходи, муха, вон,
Хозяин идет в дом.
Ты лето летовала,
Дай мне зиму зимовать.
После этого ставили сноп к иконам.
2. Пятиминутка понимания
Задание |
Фамилия, имя ученика |
|
1. Что я знаю по теме урока |
Развернутый ответ |
В начале урока |
2. Что я хочу узнать |
Развернутый ответ |
В начале урока |
3. Что я узнал |
Развернутый ответ |
В конце урока |
4. Как применить в жизни полученные сведения |
Развернутый ответ |
В конце урока |
5. Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные |
Развернутый ответ |
В течение урока или в конце урока |
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Запись
Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Слово учителя
— Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др. Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу, как бы по цепочке: второе — с первым, третье — со вторым. Такая связь называется цепной. Или последующие предложения разворачивают, конкретизируют смысл первого. Такая связь называется параллельной. Предложения могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом — без труда, верным слову — верность слову); местоимений (человек — он); синонимов (книга — издание; сочинение — произведение, творение).
— Расскажите, как и при помощи чего связаны предложения в тексте «Интересные обряды».
3. Признаки текста
Работа с учебником (с. 219).
• Связность.
• Завершенность.
• Членимость.
• Информативность.
• Подчиненность всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли текста.
4. Структура текста
V. Закрепление материала
1. Работа в группах (4 группы)
Задание
Восстановить текст, исходя из признаков, характерных для текста. Проставить знаки препинания.
КАРТОЧКА 1
1. Встречая ее, все, кто может, отправляются в церковь на Крестный ход.
2. Они пели духовные стихи о воскресении Иисуса Христа, прославляя Господа своим пением.
3. Пасха церковный праздник величайшего духовного торжества и ликования.
4. К шествующим присоединялись убогие слепцы которые существовали подаянием.
Ответ. 3, 1, 4, 2.
КАРТОЧКА 2
1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.
2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.
3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.
4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.
Ответ. 2, 4, 3, 1.
КАРТОЧКА 3
1. Петров день — 29 июня по старому стилю, праздник первоверховных апостолов Петра и Павла.
2. Поэтому в летописях нередко говорится о трех или четырех солнцах.
3. В Петровскую ночь никто не спал все «караулили солнце».
4. Народные обряды и поверья этого дня связаны с солнцем.
5. Люди верили в необычное горение солнца говорили что оно «играет», разделяясь на многочисленные разноцветные круги.
Ответ. 1, 4, 5, 2, 3.
КАРТОЧКА 4
1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.
2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся- румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».
3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.
4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.
Ответ. 3, 1, 2, 4.
2. Проверка выполнения задания
— Какой общей темой можно объединить все эти тексты?
— Как вы считаете, для чего мы сегодня их использовали в своей работе?
VI. Итог урока
Заполнение таблицы понимания. Листики сдаются учителю для анализа и дальнейшей коррекции.
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Для всех
Повторить 5 орфограмм (лаг-лож; раст-рос; кас-кос; гар-гор; зар-зор).
Высокий уровень, достаточный уровень
Сделать по 2 карточки с 4—5 предложениями, которые перепутаны, но собираются в текст при обмене местами (по образцу работы в классе).
Средний уровень
Выполнить упражнение 376.