Р.Р.4. Изложение текста повествовательного характера, содержащего ситуацию общения - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Р.Р.4. Изложение текста повествовательного характера, содержащего ситуацию общения - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: продолжить обучение написания изложения, используя план и соблюдая логическую последовательность событий в тексте повествовательного характера; формировать навыки правильного общения на примере текста изложения «Павлик»; воспитывать у учащихся умение поддерживать дружбу, быть правдивыми.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Слово учителя

— В жизни очень важна дружба. К друзьям нужно относиться бережно, уважая их интересы, не обижая. Как поступить в той или иной ситуации? Как повести себя? Мы учимся этому на ошибках других. Послушайте текст и подумайте над ситуацией.


II. Постановка целей и задач урока


III. Объяснение нового материала

1. Чтение текста изложения «Павлик»

(По мотивам отрывка произведения Ю. Нагибина, помещенного в «Сборнике текстов для изложений» Л. А. Виноградовой, А. Н. Горчак).

ПАВЛИК

Митина вздорность, всегдашняя готовность к ссоре стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы. Павлик же не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. Нам было по четырнадцать, когда я на себе испытал, каким непримиримым может быть покладистый Павлик.

Учительница немецкого языка никогда не спрашивала у меня уроков. Мы и так разговаривали с ней по-немецки. Вдруг она вызвала меня к доске. Я проспрягал глагол, прочитал статейку, пересказал содержание.

— Теперь стихотворение.

— А вы разве задавали? Да я же не был в школе.

— Совершенно верно, ты отсутствовал. А спросить у товарищей не мог?

О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он словом не обмолвился о стихотворении. Забыл, наверно. Я так и сказал.

— Встань! — приказала Павлику учительница. — Это правда? — Он молча наклонил голову. И я понял, что как раз о немецком я его не спрашивал.

Когда я вернулся на место, Павлика не оказалось рядом.

Почти год еще держал меня Павлик в отчуждении.

(159 слов) (По Ю. Нагибину)


2. Комментарий к тексту

Подчеркнутые слова выносятся учителем на доску.

3. Работа с текстом

— Определите тему и основную мысль текста.

— Как подается ситуация общения? Каковы ее составляющие части?

— Как вы понимаете фразы сделка с совестью, держать в отчуждении?

— Как вы считаете, каков мог быть разговор у Павлика и главного героя, когда они мирились? Кто подошел первым?

— Что вы вынесли для себя из этого текста?

4. Составление плана (запись на доске)

План

1) Друзья главного героя.

2) Урок немецкого.

3) Несправедливый укор.

4) В отчуждении.

5. Напоминание об оформлении пунктуации в диалоге

6. Второе прочтение текста учителем

7. Написание изложения


IV. Домашнее задание

Составить диалог-продолжение (по парам): как и кто выйдет, по вашему мнению, из ситуации, описанной в тексте (вводная часть + 7— 8 реплик + заключение).






Для любых предложений по сайту: [email protected]