Все уроки русского языка 6 класс
Число и род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: на базе имеющихся знаний расширить понятие о числе и роде имен существительных; познакомить с новым для учащихся явлением употребления существительных общего рода, наличием существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа; воспитывать у учащихся культуру речи (правильное использование существительных общего рода).
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Проверка знания орфограмм («змейкой»: 1 ученик — 1 орфограмма)
2. Словарный диктант (объяснить изученную орфограмму)
Шью, клянчить, река Днепр, брошюра, муравьед, сгубить, сверстник, трехъярусный, вьюга, со мной, сделать, разъяриться, снисхождение, произведение Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», из-за горы, бесхитростный, здание, съемка, жюри, гигантский, ровесник, просьба, при мне, безъязыкий, газета «Крымские известия».
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос
— Что такое имя существительное?
— Назовите его постоянные признаки.
— Как изменяется имя существительное?
2. Синтаксическая пятиминутка
Задание
Объяснить знаки препинания, найти существительные, охарактеризовать их.
Серебрянка — мелкая речушка.
«Труд» — известная газета в России.
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
— Расскажите о роде существительных.
1. Лабораторная работа
Задание
Внимательно прослушать текст, ответить на вопрос в конце текста.
ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА
Костя Ошибкин серьезно обиделся:
— Ты — задира, — со слезами в голосе объявил он Пятеркиной.
— Сам ты, Костя, — задира. Да еще и правил не знаешь, — бойко ответила она.
— Знаю. Я все знаю, только ошибаюсь иногда. Зато ты — зазнайка, Лена.
Лена и тут не обиделась, засмеялась и ответила:
— Костя, а ты не бываешь зазнайкой?
— Нет. Зазнайками, плаксами, задирами и непоседами бывает только женский пол.
Лена пожала плечами и спросила:
— А вы как считаете? Только ли к женскому роду относятся эти слова?
2. Работа с учебником (с. 70)
Задание
Составьте словосочетания со словами общего рода.
— Сколько родов у имени существительного?
3. Запись
Род: женский (собака); мужской (цветок); средний (солнце); общий (работяга, плакса, жадина).
— Согласуйте данные слова общего рода с именами прилагательными (лучше записать в тетрадь).
4. Слово учителя
— Расскажите о числе имен существительных. Всегда ли у существительного есть единственное и множественное число?
5. Работа с учебником (с. 67, 68).
V. Закрепление материала
1. Определите число имен существительных
Молоко, белила, ножницы, Симферополь.
2. «На закуску»
Задание
Выпишите слова из стихотворения, которые будут всегда в единственном числе.
КИСЛЫЕ СТИХИ
Встало солнце кислое,
Смотрит — небо кислое,
В кислом небе кислое
Облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие,
И едят ужасное
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроенье.
(Р. Сеф)
VI. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень, достаточный уровень
Написать 5 предложений на одну из тем: «Я готовлю обед», «Мы с отцом мастерим», используя слова общего рода и слова, имеющие только единственное или множественное число.
Средний уровень
Выполнить упражнение 92.