Окончание - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Окончание - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: учить определять грамматические значения окончаний в различных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе; развивать мотивацию к аналитической деятельности, способность к рефлексии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять окончание слова и его основу; понимать термин “нулевое окончание”; определять грамматические значения окончаний; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Вопросы.

— Что называется морфемой?

— Все ли морфемы имеют смысловое значение?

— Чем отличается окончание от остальных морфем?

— Какой раздел языкознания изучает морфемы?

— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?

2) Упр. 378 — пересказ текста, беседа по вопросам (в это время два ученика записывают на доске слова: первый — однокоренные, второй — формы одного и того же слова).

3) Задание из рабочей тетради.

Комментарий

Варианты заглавий текста: “Загадки природы”, “Удивительный мир”.

Однокоренные слова: животном — жить; загадка — загадочны — разгаданная.

Формы одного и того же слова: мире — мир; нами — мы; загадка — загадки; загадочны — загадочен.

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Образуйте от слова луна новые слова с помощью разных морфем, обозначьте эти морфемы. (Лунный, луноход, прилуниться, подлунный, лунатик, лунтик и т.д.)

III. Работа по теме урока

1. Наблюдение над теоретическим материалом учебника и чтение диалога (§ 72, с. 6-8).

— Что такое окончание?

— Для чего служит окончание?

— Что обозначает окончание у имени существительного, у имени прилагательного, у глагола?

— Приведите примеры.

— Что такое нулевое окончание? У каких частей речи может быть нулевое окончание?

2. Словарная работа.

1) Запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 8: диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон. Подберите к ним однокоренные слова.

2) Запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 9: нет мест, много дел, выделите нулевые окончания существительных.

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 379 — комментированное письмо.

2. Упр. 380 — работа с таблицей (устно).

Комментарий

Заголовок таблицы: “Окончания существительных и глаголов в прошедшем времени”.

3. Упр. 382 — выразительное чтение, самостоятельная работа.

4. Упр. 383 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).

5. Тестовое задание.

В каком слове окончание не выделяется?

1) спешим;

2) пешком;

3) пешка;

4) пешеход.

V. Занимательная лингвистика

Упр. 381 — выразительное чтение, выполнение задания (устно). (Ответ. Нулевые окончания имеют слова творог, пирог, сосед.)

Дополнительный вопрос

— Как вы произносите слово, имеющее такое лексическое значение: “кисломолочный продукт, получаемый при сквашивании молока с последующим удалением сыворотки”? (Творог.)

В слове творог допускается ударение на первый слог, но рифмующееся слово пирог подсказывает правильное ударение — на второй слог.

VI. Подведение итогов

— Что нового вы узнали об окончании?

Домашнее задание

1. § 72.

2. Упр. 384, 385.

3. Рабочая тетрадь: задание 96 (с. 52).






Для любых предложений по сайту: [email protected]